Посуда онлайн. Как развивается интернет-торговля на рынке посуды

Интернет-торговля сегодня является одним из немногих секторов на рынке посуды с долгосрочной позитивной динамикой. При этом можно не опасаться смены тренда: выбирать, оплачивать и получать товары «не вставая с дивана» - удобно, разумно и практично. По мере смены поколений и развития инфраструктуры доля онлайн-продаж будет только расти. При этом посуда сама по себе является достаточно подходящим товаром для интернет-торговли. В отличие от продуктов питания, у нее нет срока годности, ее нет необходимости «примерять», как одежду: хороших фото и грамотного описания характеристик достаточно для принятия решения.

Есть, конечно, в интернет-торговле посудой и свои сложности. Главная заключается в том, что продавать посуду эконом-класса, на которую приходится львиная часть потребительского спроса, невыгодно: дополнительные расходы на доставку составляют слишком большую долю от конечной цены. Кроме того, отдельные виды посуды (например, из стекла, фарфора, керамики, эмалированной стали и т.д.) подвержены бою и требуют дополнительных расходов на упаковку.

Согласно недавнему исследованию Nielsen, 90% опрошенных россиян совершили по меньшей мере одну покупку в интернете когда-либо в течение последних лет. Большинство онлайн-потребителей заявили, что покупали одежду (52%), продукты для красоты и ухода за собой (35%), билеты на мероприятия (32%), электронику (32%), книги, музыку, прессу (32%), мобильные устройства (31%) и доставку готовой еды из ресторанов или наборов продуктов на дом (30%). Посуда в исследовании не фигурирует, но если отталкиваться от данных европейских стран, то речь может идти о порядке 10-12%.

Интернет-торговля посудой сегодня в России еще находится в процессе становления, но можно выделить основные каналы продаж:

  • российские монобрендовые интернет-магазины производителей и торговых марок,
  • онлайн-проекты, интегрированные с традиционным ритейлом,
  • интернет-гипермаркеты и маркетплейсы,
  • специализированные мультибрендовые интернет-магазины,
  • зарубежные интернет-магазины.

Российские монобрендовые интернет-магазины производителей и торговых марок

Данный канал начал развиваться достаточно давно, но на сегодняшний день его нельзя назвать ни самым развитым, ни самым динамичным. Далеко не все производители и владельцы торговых марок имеют собственные интернет-магазины (если говорить о российских заводах, то более половины предприятий обходятся без официальных интернет-магазинов, примерно такая же ситуация и с торговыми марками), предпочитая концентрировать усилия на производстве и выстраивании отношений с оптовиками и ритейлерами. В целом можно отметить, что такой подход отражает мировую практику: отношение к созданию и работе собственного интернет-магазина у всех игроков рынка посуды разное и зависит в целом от стремления развивать свой собственный розничный канал.

Открывая собственный интернет-магазин, производители и торговые марки решают не только вопрос освоения нового канала сбыта, но и ряд побочных задач: задают стандарты позиционирования товаров и выстраивают канал получения обратной связи от конечных покупателей. Развитие фирменных интернет-магазинов часто ограничено интересами сбыта в целом: клиенты из числа оптовиков и ритейлеров ревниво относятся к розничным проектам своих поставщиков.

Исключением являются те производители и торговые марки, у которых есть сильный розничный канал и (или) которые могут синхронизировать проведение офлайновых и онлайновых акций.

Фирменные магазины с точки зрения сервиса являются наиболее продвинутыми - в них практически всегда получить квалифицированную консультацию о продуктах, большинство магазинов предлагает различные способы доставки: от курьерской службы до «Почты России».

Примеры: Kukmara, «Нева металл посуда», «Мечта», «Борисовская керамика», «Хорекс», «Дулевский фарфоровый завод», «Императорский фарфоровый завод», «Гурман», «Амет», «Камская посуда», Tefal, TVS, Vitesse, Frybest и т.д.

Интернет-магазины федеральных и региональных сетей

Данный канал, пожалуй, сегодня является самым динамично развивающимся. За последние несколько лет большинство крупных розничных сетей – продуктовых, бытовой техники и электроники, мебели и товаров для дома - обзавелись полноценными интернет-магазинами и постепенно наращивают усилия их продвижению.

К преимуществам таких проектов можно широкий ассортимент, включающий и товары массового спроса, низкие цены, возможность самовывоза из ближайшего магазина торговой сети.

Но в интернет-магазинах сетей редко можно получить квалифицированную консультацию о том или ином товаре, ассортимент посуды ограничен товарами массового спроса, варианты доступной по цене доставки ограничиваются обычно самовывозом.

Примеры: Ашан, ИКЕА, О’Кей, Посуда Центр, М-Видео и др.

Интернет-гипермаркеты и маркетплейсы

Аналога Amazon в России пока не появилось, но у нас есть свои масштабные и самобытные проекты вроде Яндекс.Маркета и Озона. Их главное отличие - огромный ассортимент (например, число выдач по поисковому запросу «сковорода» на Яндекс.Маркете - более 3,6 тысяч, на Озоне – более 2,5 тыс.), удобный интерфейс, отзывы о товарах от других покупателей (в том числе и негативные).

Каждый из российских гипермаркетов и маркетплейсов имеет свою историю и модель бизнеса, но все они достаточно хорошо адаптированы прежде всего под «продвинутых» покупателей, которые любят и не бояться покупать в интернете. При желании на той или иной площадке можно найти достаточно выгодное предложение и оптимальный вариант доставки.

К недостаткам можно отнести то, что решать возникающие проблемы с качеством получается сложнее, чем при покупке посуды напрямую у производителя или в интернет-магазине розничных сетей.

Примеры: Яндекс Маркет, Озон, Юлмарт, Товары Мейл.Ру, DNS-shop, Ситилинк и др.

Специализированные мультибрендовые магазины посуды

Специализированные мультибрендовые магазины работают в разных форматах. Некоторые концентрируются на нишевых европейских брендах, которые, кроме как в интернете, найти за пределами Москвы и Петербурга практически невозможно. Другие, возникшие на базе оптовых копаний и дистрибьюторов, предлагают покупателям широкий ассортимент продукции отечественного и зарубежного производства.

В некоторых случаях мультибрендовые интернет-магазины являются одновременно и прямыми импортерами, что позволяет им предлагать на отдельные марки достаточно выгодные цены.

Преимущества мультибрендового формата в гибкости построения ассортимента и, как правило, в неплохом уровне сервиса. Особенно данное утверждение справедливо в отношении продукции среднего и премиального уровня.

Примеры: Superpovar, EnjoyMe, 1Chef.ru, Unidom, Astia и др..

Зарубежные интернет-магазины

Не секрет, что главным интернет-магазином для покупателей из России приходится AliExpress, и посудный сегмент здесь не является исключением. Покупать в зарубежных интернет-магазинах выгодно из-за действующих в России законов. В отличие от товара, который ввозится к нам импортерами, покупки в интернет-магазинах не облагаются таможенными пошлинами (в рамках установленного порога), многие продавцы с них еще вычитают внутренний НДС, плюс во многих местах есть условия, по которым доставка товара обойдется бесплатно или за вполне разумные деньги.

К недостаткам можно отнести достаточно высокие риски. Так, покупка в китайских интернет-магазинах часто является лотереей – есть вероятность попасть на нерадивого продавца, невозможно предсказать срок доставки, не всегда получается решить проблему в случае брака или замены товара.

Европейские и американские интернет-магазины, наоборот, по нашим меркам, в высшей степени клиентоориентированы: здесь редко бывают проблемы, а если они возникают, то оперативно решаются. Бой и брак, как правило, досылаются ими за свой счет, в случае невозможности поставки по какой-то причине платеж возвращается. Но далеко не у всех из них есть возможность доставки в Россию.

Естественное ограничение для покупателей зарубежных интернет-магазинов – владение основами английского языка, хотя и здесь онлайн-переводчики сильно облегчают жизнь.

Снижение порога беспошлинного ввоза товаров может негативно повлиять на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Есть планы правительства с 1 января 2019 года ограничить его до 500 евро, а с начала 2020 года – до 200 евро за посылку.

Примеры: AliExpress, Amazon, Scandinavian Design Center, Analog Life , и др.

© posudka.ru