Итоги 2018. Интервью с Константином Хлебниковым, директором компаний "Хорекс" и "Борисовская керамика"

До конца 2018 года осталось совсем немного времени и можно уже начинать подводить какие-то его результаты. В этом году в подведении итогов мы хотели бы сделать акцент на экспертных мнениях людей, непосредственно работающих на рынке посуды и ежедневно сталкивающихся с происходящими на нем процессами. О состоянии фарфорово-керамической отрасли, одного из основных сегментов рынка посуды, на примере своих предприятий нам рассказал Константин Анатольевич Хлебников, руководитель фабрик "Борисовская керамика" (посуда из майоликовой керамики) и "Хорекс" (профессиональная посуда из низкотемпературного фарфора).

- Константин Анатольевич, как оцениваете текущее состояние рынка фарфоровой и керамической посуды на конец 2018 года? Об общем росте продаж по сравнению с прошлым годом в целом по сегменту говорить можно?

- В 2018 году, как мне кажется, мы наблюдаем сокращение рынка фарфоровой и керамической посуды. И если по фарфору мы ощущаем относительную устойчивость, то по керамике (майолике) мы падаем уже 2-й год. Домохозяйства беднеют и люди сейчас больше думают о еде, нежели о домашней утвари. О росте продаж в нашем сегменте, к сожалению, говорить не приходится, удержаться бы на текущих позициях!

- Усиление конкуренции чувствуется?

- Конкуренцию, конечно же, ощущаем, но конкуренцию, прежде всего, со стороны посуды из других материалов, в основном это стекло и пластик. У этих групп есть одно очень ощутимое преимущество – низкая себестоимость в сравнении с керамической продукцией, а соответственно и более низкая цена на полке. Более того, новые технологии в данных отраслях позволили очень серьезно поработать над дизайнами и подняться на новый виток развития, что и привело к расширению торговой полки для посуды из стекла и пластика и, закономерно, к сокращению полки для фарфора и керамики.

- Заметны ли какие-нибудь изменения в поведении ваших покупателей?

- Да, заметны. Покупатель стал гораздо избирательнее, нежели раньше. Это если говорить о конечном покупателе. Многие более внимательно отслеживают через интернет всевозможные акционные и распродажные мероприятия торговых сетей и магазинов, но совершают покупки с большей осторожностью, чем раньше, потому что уже поняли акционный прием торговых сетей: написать завышенную цену и зачеркнуть ее, а рядом написать “существенно пониженную”, а на самом деле самую что ни наесть обычную рыночную цену. И этот прием используют не только мелкие региональные сети, но и крупные федеральные. Люди обожглись один раз и теперь относятся к этому с очень большим вниманием, более того, сарафанное радио работает гораздо лучше, чем раньше, так как средства коммуникации вышли на новый уровень!

- Меняется ли баланс между спросом на посуду эконом-класса и более дорогую посуду? Как влияют постоянные акции в федеральных и региональных сетях на продажи?

- Доля эконом посуды, конечно же, растет, и вызвано это не только снижением благосостояния людей, но и цивилизационными и поведенческими особенностями жизнедеятельности. Акции, без сомнения, влияют, так как это существенный объём продаж, но только в федеральных сетях. Мы проводили акционные продажи в федеральных сетях в 2017 году и их доля в обороте составила 22%. Это существенно для нас! В этом году была небольшая акция и ее доля в продажах составила 4%. Сеть-партнер в 2018 году выбрала на акцию эконом товар конкурента, но мы сильно не расстроились и заместили данный объем расширением клиентской базы и освоением нового сегмента, стараемся быстрее уйти с производства керамической (майоликовой) посуды на фарфоровую, а это другой сегмент и другая целевая аудитория. Стараемся как можно дальше уйти от торговых сетей и в своей сбытовой политике на них упор не делаем.


Производственные цеха компании "Хорекс"
Фото с сайта https://horecs.ru/

- Как, на ваш взгляд, скажется в следующем году на покупательском спросе увеличение НДС, рост цен на энергоносители и транспортные услуги?

- Всё это традиционно приведет к увеличению цен, к обнищанию населения и к дальнейшему упадку отечественной экономики.

- На вашем производстве это тоже скажется?

- Что касается производства, то больше всего беспокоит отношение людей к работе, ответственность за выполнение производственных задач. С людьми работать становится сложнее. Обнищание сотрудников сказывается на результатах работы, т.е. появляется всё больше человеческого фактора. По нашим временам заработная плата рядового сотрудника должна быть минимум 50 т.р. итого бюджет семьи 100 т.р. тогда человек на работе не будет думать о том, где бы и как еще дополнительно подработать, да и решит он все свои основные бытовые и семейные проблемы благодаря такому доходу, а так проблемы семьи у него из головы не выходят, а это сильно сказывается на качестве выполняемых функций и, естественно, производительности труда.

Я не могу при всем желании существенно повысить зарплату потому что повышать её не с чего, зашкаливают и ежегодно повышаются налоги, выдумываются неадекватные разрешительно-запретительные хотелки и неналоговые поборы и штрафы, традиционно растут тарифы энергомонополий, это с одной стороны, а с другой стороны торговые сети, никем и ничем не регулируемые и не контролируемые, вынуждают продавать по ценам ниже себестоимости. Наши, горе-правители сетуют на то, что у нас производительность труда ниже, чем у Запада и Китая. Так и хочется сказать: "Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич айда ко мне на станочек, поработайте в паре, да за 25 т.р. дохода в месяц, да по 2 ребенка по лавкам с вашими материнскими капиталами, вот тогда и поговорим о производительности". Из кабинетов, когда пороха за свою жизнь не разу не нюхал, оно всё по- другому видится, и толку не будет никакого, хоть зацифруй всю страну!

- Происходят ли какие-то изменения в вашей клиенской базе? Какие сегодня есть альтернативы поставкам в сети?

- Мы все больше смещаемся в сегмент HoReCa и выходим напрямую на конечных своих потребителей - это рестораны и гостиницы. Тот объём, который мы сейчас продаем через сети мы сохраняем, но только до тех пор, пока полностью не уйдем в сегмент HoReCa. Думаю, что общий для отрасли тренд увеличения продаж через сети продолжится, но связано это, прежде всего, с политикой стоящих во главе государства людей по уничтожению малого бизнеса, а на это место и приходят торговые сети, вероятнее всего ими же и контролируемые!

- Как оцениваете сегодня состояние оптовых продаж? Насколько важны сегодня для Вас продажи через небольшие специализированные магазины и точки на рынках?


Стенд компании "Борисовская керамика" на выставке HouseHold Expo 2018

- Оптовые продажи медленно, но падают. И перспективы оптовиков, если они не создают КЭШи (склады самообслуживания), по моему мнению - безрадостные! Думаю, что специализированные магазины так же не имеют хороших перспектив, как и точки на рынках. Рынки в целом затухают, трансформируются, облагораживаются, т.е. пытаются успеть за новыми цивилизационными тенденциями, но они проигрывают, и в конечном итоге проиграют сетям, потому что у них есть 3 существенных недостатка: общение и расчет с каждым продавцом, отсутствие терминалов оплаты у подавляющего числа предпринимателей и ограниченный доступ к изучению товара.

- Какие новинки, представленные вашей компанией, «выстрелили» в 2018 году? За что сегодня покупатели ценят вашу посуду?

- В 2018-м году мы плотно и усиленно работали над ассортиментом фарфоровой линейки для сегмента HoReCa, вот как раз эта группа товаров и набирает обороты. Ценят я думаю, за качество, цены и стабильность.


Одна из новинок "Хорекс", выпущенная в 2018 году - коллекция посуды Mars
Фото с сайта https://horecs.ru/

- Можно ли назвать 2018 г. успешным для ваших компаний? Будет ли рост по итогам года по сравнению с 2017 г.?

- Успешным!? И да, и нет. Объёмы немного снизились, но рентабельность возросла, улучшили качество продукции, многое поняли и многому научились в технологии низкотемпературного фарфора, и существенно увеличили объёмы выпуска посуды из фарфора и заместили падающие объёмы на керамике. Общего роста не будет, будет падение на 5-7%.

- Видите ли Вы перспективы в развитии экспорта и в какие страны?

- На сегодняшний день мы имеем небольшой экспорт, но это несущественные объёмы. Перспективы у экспорта есть, и сейчас мы прорабатываем один серьёзный канал на Германию именно по фарфору.

- Какие планы и цели Ваше предприятие ставит на 2019 год? Что хорошего можно будет ждать покупателям? Если ли планы на участие в специализированных выставках в следующем году ?

- В первую очередь производственные: замена электрической печи первого обжига на газовую на майоликовом производстве, строительство склада материалов на фарфоровом производстве, дальнейшее расширение станочного парка и увеличение выпуска фарфора в 2 раза. Для покупателей это улучшение качества, разнообразие ассортимента и дизайнов. А выставки - это традиционно HouseHold Expo и PIR-Expo.

© posudka.ru