Тридцать два сравнительно честных способа отъема денег, или сколько будет стоить сотрудничество с X5 Retail Group

После длительных переговоров с ФАСом, длившихся с апреля этого года, X5 Retail Group N.V. (далее – X5) все-таки пошла навстречу чиновникам и отменила бонусы, премии и компенсации, которыми ранее облагались поставщики, и отказ от которых был выдвинут ФАСом в качестве условия по одобрению сделки на покупку «Карусели». Документально отказ был оформлен в виде новых правил работы с поставщиками, регламентирующих порядок заключения и содержание новых договоров, по которым X5 будет приобретать товары. Posudka.ru не могла оставить без внимания этот документ и не попытаться понять, на каких принципах будут теперь строиться взаимоотношения поставщиков посуды с «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью» и какова будет стоимость этого сотрудничества.

Первая часть правил посвящена критериям, которыми X5 руководствуется в отборе контрагентов. Они достаточно стандартны и касаются юридического статуса поставщика, его репутации, готовности выполнить требования, предъявляемые к товару и его упаковке, а также готовности поставщика принять предлагаемые ему экономические условия. Среди спорных моментов можно разве что выделить пункт, требующий от поставщиков предоставить данные маркетинговых и иных исследований, подтверждающих потребность покупателей (потребителей) в данном товаре, причем на всех территориях, где расположены магазины, в которые планируются поставки. В случае не предоставления таких данных (или если сотрудники сетей сочтут их недостаточными), поставщик должен согласиться на возврат нереализованного товара. Последний вариант, естественно, является для большинства практически неизбежным. Взамен выполнения поставщиком всех требований, X5, в свою очередь, обязуется не требовать в качестве необходимого условия заключения договора финансовых средств, иного имущества и имущественных прав, а также заставлять поставщиков поставлять те товары, в продаже которых он не заинтересован.

Второй и третий блок касаются правил, в соответствии с которыми осуществляется контроль над исполнением договоров и правил, регламентирующих досрочное расторжение договоров и которые являются достаточно стандартными для коммерческих соглашений.

Четвертая часть правил говорит об оплатах. В данном случае стоит обратить внимание на первый абзац, где говориться о том, что «если поставка была произведена Поставщиком без заключения соответствующего договора (дополнительного соглашения к договору), то оплата должна быть произведена в срок, отвечающий требованиям разумности». Как известно, в период перезаключения договоров часто случаются подобные поставки «без договора» и X5 оставила себе некое поле для маневра и последующего давления на поставщиков.
В конце четвертой части содержится то, против чего боролись чиновники ФАС - абзац о премиях и штрафах. Несмотря на некоторую туманность формулировок, суть остается прежней – в договорах могут быть предусмотрены премии («имеющие экономическую сущность скидки») за соблюдение значимых для контрагента условий договора, за увеличение объема закупок, за положительную динамику увеличения объема закупок; а также штрафы – за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств.

Самый большой интерес в новых правилах представляет Приложение 2, в котором содержится перечень и стоимость услуг, которые на основании договоров могут оказываться компаниями X5 поставщикам.
Поучительно-директивный стиль, в котором написан перечень, наверняка вызовет определенные эмоции у поставщиков. Объем перечня предлагаемых услуг достаточно велик - по сути, X5 решил активно разрабатывать благодатную ниву оказания рекламно-информационных услуг и даже консалтинга. Учитывая положение X5 по отношению к «потенциальным клиентам», шансов успешно развить это бизнес-направление у нее много. Несмотря на содержащиеся в документе ссылки на принцип свободного волеизъявления и взаимной выгоды, нетрудно представить последствия для поставщиков, если байеров будут стимулировать на продажу заявленных в перечне услуг.

Сами услуги разделены на пять групп:
- услуги по проведению и организации рекламных и маркетинговых мероприятий;
- услуги по предоставлению площадей для размещения рекламы товара и образцов продукции в рекламных целях;
- услуги, направленные на получение информации о потребительском спросе на товар и лояльности покупателей (потребителей к товару);
- услуги, направленные на получение информации об обороте товара – настоящем и планируемом;
- услуги, оказываемые Поставщикам в случае отсутствия у них необходимых ресурсов для эффективного исполнения заключенных Договоров поставок.

Расчет за услуги предполагается производить с помощью двух вариантов, либо в процентах от оборота, либо, исходя из базовой стоимости услуги, умноженной на коэффициент, который указывается для каждой услуги отдельно. Базовая стоимость на третий квартал 2008 года будет составлять 40 рублей за 1 позицию в 1 магазине.

Практически всем поставщикам не удастся избежать логистических услуг (по выявлению скрытых недостатков товаров в магазинах или распределительном центре, по предоставлению сервиса электронного подтверждения заказов, по операционной обработке товаров). В совокупности их стоимость составляет 14% от оборота. Еще одна услуга, которая в большинстве случаев кажется обязательной, касается предоставления информации о динамике оборота товаров в магазинах. Итого минимальный пакет «тянет» на 15%. Возможность самостоятельно следить за выкладкой будет стоить еще 0,5% (как альтернатива – контроль выкладки со стороны магазинов, который обойдется в 3% от оборота), размещение товаров на паллетах и торцевых стендов – 400 рублей за 1 позицию в 1 магазине. Предложение нового товара повлечет за собой необходимость воспользоваться услугой определения спроса на определенные товарные позиции (10%), возможность получения данных о прогнозируемом спросе оценивается также в 10%. Итого, стоимость сотрудничества с X5 для поставщиков посуды будет колебаться между цифрами в 15 и 30 процентов от оборота, без учета премий и штрафов.

В общем, перечень услуг оставляет впечатление непроработанности, трактовка того, что понимается по теми или иными услугами, наверняка еще до конца не понятна и самим разработчикам документа. Однако главную задачу новые правила решают. Они не только легализуют дополнительные поборы с поставщиков, но и создают поле для их значительного увеличения - совокупная стоимость всех услуг составляет 174% от оборота, не включая те услуги, расчет стоимости которых возможен только по второму варианту.

Подводя итог, можно лишь отметить, что в очередном раунде борьбы между Федеральной антимонопольной службой и сетями, проиграли, как водится, поставщики.

Приложение – калькулятор стоимости услуги X5 для поставщиков посуды (в формате Excel).

© posudka.ru