Пандемия не оказала негативного влияния на экспортеров металлической посуды. Более того, 2020 год оказался достаточно успешным, и российские производители стальной эмалированной и алюминиевой посуды смогли в непростых обстоятельствах развить успех на внешних рынках. Одни из основных факторов, благоприятствовавших экспортерам – ослабление рубля. В 2018 году среднегодовая стоимость доллара составила 62.69 руб., в 2019 – 64.66 руб., а в 2020 курс взлетел до 72,13 руб. Другим важным фактором стала конкурентная среда – самый сложный и бурно развивающийся рынок посуды из литого алюминия показал наилучшую динамику.
Можно выделить три конкурентных с точки зрения экспорта сегмента металлической посуды: стальную эмалированную посуду, штампованную алюминиевую и литую алюминиевую посуду. Во всех трех сегментах в России есть крупные производители, неплохо оснащенные технологически и способные выпускать качественную продукцию (даже по европейским меркам). Суммарный объем экспортных поставок по этим группам в 2020 году составил $71 млн. в денежном выражении и 17,3 тыс. тонн – в натуральном. По сравнению с 2018 годом экспорт вырос на 32% и 27% соответственно. Львиная доля поставок пришлась на страны бывшего СССР, хотя в целом география экспорта довольно широка – поставки идут и в страны Западной Европы, и в Китай, и на северо-американский континент.
Посуда из эмалированной стали
Эмальпосуда (ТНВЭД 7323940000 "Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд из черных металлов (кроме чугунного литья) эмалированные») одновременно является самым большим сегментом российского экспорта металлической посуды и при этом наименее динамичным. С 2018 по 2020 год объем вывезенной за пределы РФ продукции вырос на скромные 8% (здесь и далее – в денежном выражении) и составил $30,5 млн.
Крупнейший покупатель эмалированной посуды - Казахстан, его доля в общем объеме экспорта по сравнению с 2018 годом сократилась с 48% до 39%. На втором месте – Узбекистан, доля этой страны в 2020 году составила 15% (+5 процентных пункта), на третьем месте другая среднеазиатская республика – Кыргызстан с 11% (+1 п.п.). В пул крупных покупателей российской эмальпосуды также входят Беларусь с 7% (-1 п.п.), Азербайджан с 5% (-1 п.п.) и Украина с 3%.
Посуда штампованного алюминия
Посуда из листового алюминия (ТНВЭД 7615108009 «Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их части; мочалки для чистки кухонной посуды, подушечки для чистки и полировки, перчатки и аналогичные изделия из алюминия, прочие») пока на втором месте по объемам экспорта. В 2020 году за рубеж было реализовано продукции на $20,6 млн., рост по сравнению с 2018 годом составил 20%.
Как и в других сегментах, самый главный канал экспорта – Казахстан, на его долю в 2020 году пришлось 46% от общего объема. Несмотря на то, что абсолютные цифры поставок даже немного выросли, доля этой страны по сравнению с 2018 годом сократилась на 7 п.п. - выросли поставки в другие страны. Так, доля второй страны – Беларуси - увеличилась до 15% (+5 п.п.), идущий на третьем месте Азербайджан также прибавил – до 13% (+8 п.п.). К крупным покупателям российской штампованной посуды из алюминия также можно отнести Узбекистан с 9% (+6 п.п.) и Украину с (- 5 п.п.)
Посуда из литого алюминия
Экспорт посуды из литого алюминия (ТНВЭД 7615101000 «Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их части; мочалки для чистки кухонной посуды, подушечки для чистки и полировки, перчатки и аналогичные изделия из алюминия, литые») в 2018 году в два раза отставал по объемам от посуды из штампованного алюминия, а в 2020 году разница между этими двумя сегментами практически исчезла. Объем поставленной за рубеж литой алюминиевой посуды в прошлом году составил $19,8 млн., что на 146% больше по сравнению с 2018 годом.
На долю Казахстана в 2020 году пришлось 42% от общего экспорта литой алюминиевой посуды (-22 п.п.) . На втором месте - Узбекистан с 21% (+20 п.п.), на третьем – Беларусь с 11% (+1 п.п.). В пятерку также входит Украина с 10% (+2 п.п.) и Кыргызстан с 5% (-3 п.п.).
Прогноз на 2021 год
Перспективы экспорта в 2021 году выглядят пока оптимистичными - рубль в текущем году продолжает снижение по отношению к доллару, а стагнация на внутреннем рынке стимулирует производителей активнее работать с зарубежными клиентами. Даже в условиях, когда основные профессиональные выставки отменены, а деловые командировки ограничены, рост экспорта российской металлической посуды выглядит более естественным, чем его сокращение.