Рынок посуды в 2009 году. Подводя итоги

Многие игроки рынка посуды, без сомнения, провожают уходящий год с облегчением и надеждами на то, что худшее уже позади и дальше работать будет проще. Если 2008-й год вспоминается, несмотря на относительно неплохие продажи, предчувствием если не катастрофы, то больших неприятностей, то 2009-й можно с полным правом назвать годом напряженной работы. Именно благодаря предельной концентрации усилий и трезвой оценке ситуации многим компаниям удалось не только без особых потерь в конкурентной борьбе приспособиться к новым условиям, но и увеличить свою долю на рынке. Однако следует признать, что даже для самых успешных компаний 2009 год оставляет гораздо больше вопросов, нежели ответов о том, что их ждет в ближайшем будущем.

Just for need, not for want

Западные эксперты, описывая поведения покупателей в посткризисный период, часто употребляют выражение «just for need, not for want». С полным основанием его можно применить и к российским потребителям. Привычка совершать разумные покупки, как показывает практика, быстро усваивается и значительной частью наших потребителей. Даже новогодние праздники, во время которых доля импульсных покупок обычно достигает своего максимума, в нынешнем году стали исключением. Динамика продаж в непродуктовом сегменте в 2009 году оказывается значительно хуже динами продаж продовольственных товаров.

Столь быстрая ломка сложившихся покупательских стереотипов даже на фоне на ухудшения статистики доходов населения выглядит неожиданной. Тем более, что подкрепляется она ростом сбережений – явным признаком неуверенности граждан в собственном будущем. Потребители делают выбор в пользу создания денежного резерва на случай возможных финансовых разрывов, часто отказываясь от каких-то предметов потребления не первой необходимости.

Конец гламурного капитализма

Ритейл первым отреагировал на изменение поведения покупателей. Пожалуй, самым знаковым событием 2009 года в розничной торговле посудой стало банкротство федеральной сети магазинов «СантаХаус», ассортимент которой процентов на восемьдесят состоял из товаров импульсного спроса, да еще не лучшего качества и по довольно высоким ценам. Нелегко пришлось и магазинам, работающим в сегменте премиум. Так, например, из 54 магазинов «Евродом» торгующих посудой и товарами для дома престижных марок, сегодня осталось лишь 29. Также нельзя не вспомнить и питерскую сеть магазинов Mesto, которая также не выдержала испытания кризисом (впрочем, справедливости ради нужно отметить, что и в докризисные времена дела у Mesto шли не лучшим образом).

Напротив, у ритейлеров, ориентированных в большей степени на товары «for need» и предлагающих продукцию по привлекательным для населения ценам, дела шли не так уж и плохо. Компании «Планета Строй» (сеть магазинов «Уютерра») удалось не только успешно инкорпорировать проблемный проект «Чудодом», практически закрыв задолженность перед его поставщиками, но и открывать новые магазины. Другой региональный лидер, «Посуда Центр», также продолжил укреплять свои позиции на рынке, открыв три новых магазина.

Время упущенных возможностей?

Для большинства отечественных производителей экономический кризис стал одним из редких в последние годы шансов повысить свою конкурентоспособность. Столкнувшись с общими проблемами отрасли (снижение спроса, финансовые разрывы, сокращение персонала и проч.), российские заводы получили несоизмеримо больше - вернувшуюся лояльность оптовиков и ритейлеров, столкнувшихся с проблемами поставок импортной посуды. Большинство заводов, за редким исключением, благоприятной ситуацией воспользовались на удивление предсказуемо – увеличив отпускные цены и ужесточив условия поставки. Это помогло решить текущие проблемы, но не создать задел на будущее.

Все болевые точки российских производителей посуды, не позволяющие им рассчитывать на успешную конкуренцию с западными и азиатскими производителями в долгосрочной перспективе, никуда не делись. Инвестиции в модернизацию производства, развитие маркетинга, дизайна остаются на уровне, далеком от оптимального. Есть некоторая надежда на административный ресурс и протекционистскую политику (как пример – введение временных пошлин на ввоз столовых приборов), но время их действия, как правило, ограничено, да и редко когда подобная поддержка государства идет на пользу. Умирающий АвтоВАЗ тому живой пример. В 2010 году рынок откроется для белорусских и казахских компаний, которые наверняка попытаются активизировать свои усилия на российском рынке. Кроме того, наше правительство опять начало говорить о намерении вступить в ВТО. Очевидно, что рано или поздно эти планы осуществятся, но успеют ли к такому повороту событий подготовиться наши заводы?

Вся борьба впереди

Импорт посуды и кухонных принадлежностей, между тем, к концу 2009 года продемонстрировал тенденцию к своему увеличению. Распродав оказавшиеся избыточными для рынка остатки заказов 2008 года, импортеры внесли изменения в объемы и ассортимент продукции с учетом изменившихся пристрастий покупателей и с новыми силами вступили в борьбу за полки магазинов. Тем более, что зарубежные производители на кризис отреагировали не в пример российским – цены стали ниже а условия сотрудничества – гибче.

Не обошлось в данном сегменте и без крупных скандалов. Один из них связан с закрытием крупнейшего логистического центра в России – Черкизовского рынка, имевшего, как теперь понятно, исключительно политические причины. Другой скандал был инициирован одним из лидеров рынка, «Группой СЕБ» (торговая марка Tefal), которая предъявила претензии в обмане покупателей импортерам известных на рынке посуды торговых марок Vitesse и Vinzer. Мотивы обвинения были поддержаны Федеральной антимонопольной службой, и на недобросовестных импортеров будут наложены санкции. Станет ли рынок от данного решения честнее, станет ясно лишь в следующем году.

Заявка на лидерство

Изменения на рынке не могли затронуть и сферу выставочных услуг. В 2009 году окончательно можно говорить о том, что, к сожалению, выставка «Хозтовары и мебель» (бывшая некогда одной из основных для игроков рынка посуды) утратила свой статус из-за несоответствия выросшим требованиям экспонентов к качеству сервиса и организации. Оставшиеся значимые выставки – «Консумэкспо» и «HouseHold Expo» прошли на достаточно высоком уровне, практически не потеряв ни в составе экспонентов, ни в количестве посетителей. Более того, осенняя выставка «HouseHold Expo» побила собственные рекорды по посещаемости и количеству участников и вполне может в будущем рассчитывать на безусловное лидерство в посудном сегменте. Организаторы выставки вышли на новые стандарты в проведении подобных мероприятий и есть все основания предполагать, что развитие продолжится и в дальнейшем. Кроме того, на исходе уходящего года произошло существенное событие – открытие станции метрополитена у «Крокус Экспо», где и проходят сессии «HouseHold Expo».

Таким образом, 2009 год дал множество оснований для размышлений, оценок и выводов. И масштабы произошедших изменений как для рынка в целом, так и для отдельных компаний можно будет объективно оценить лишь по прошествии нескольких лет.

© posudka.ru