В соответствие с Законом о защите прав потребителей покупатели имеют право на получение достоверных сведений о приобретаемых товарах и услугах. В последние годы в России произошли значительные качественные изменения в практической реализации этого права. Если еще несколько лет назад факты фальсификации сведений о товарах встречались повсеместно, то сегодня это становится скорее исключением, нежели правилом, особенно в высокоразвитых сегментах рынка (продукты питания, напитки, электроника, бытовая техника и т.д.). К сожалению, рынок посуды, с этой точки зрения, является именно исключением. Практика искажения информации о продукции среди компаний, занимающихся импортом посуды, по прежнему широко распространена. Некоторые аспекты этой проблемы уже были затронуты в одном из наших предыдущих материалов. В продолжение темы мы публикуем заметку об одном из наиболее часто встречающихся видов информационной фальсификации – искажении сведений об изготовителе и стране происхождения товара.
Причины, по которым игроки рынка посуды идут на ввод покупателя в заблуждение с помощью искажения или сокрытия информации об изготовителе и стране происхождения товара, достаточно очевидны. С одной стороны, это связано с тем, что большая часть товаров сегодня производится в развивающихся странах, безусловным лидером среди которых является Китай. С другой стороны, до того, как китайская промышленность научилась выпускать продукцию, соответствующую самым строгим мировым стандартам, репутация товаров, произведенных именно в этой стране, была уже очень сильно подпорчена. И если дистрибуторы достаточно известных торговых марок с высокой степенью лояльности могут себе позволить честно указывать, что их продукция производится в Китае, то продавцы малоизвестной продукции в подобном случае рискуют потерять часть своих потенциальных покупателей, негативно реагирующих на надпись «Сделано в Китае».
Схемы, с помощью которых можно ввести в заблуждение покупателей (в том числе и профессиональных), достаточно просты. Они позволяют без особых рисков искажать сведения об изготовителе и стране происхождения товара и пользуются популярностью у многих недобросовестных компаний. Их использование дает возможность не только облегчить сбыт товаров, но и, в некоторых случаях, обосновать дополнительную наценку и получить ощутимое конкурентное преимущество по отношению к более честным компаниям. Ситуацию усугубляет традиционная доверчивость и непросвещенность покупателей и терпимость к подобного рода злоупотреблениям в профессиональной среде.
Есть много различных способов, которые позволяют фирмам импортерам и их торговым партнерам скрывать истинные данные о производителе и стране происхождения товара: от регистрации торговых марок в европейских государствах или других странах с хорошей репутацией, до обычной фальсификации документов. В данном случае мы не будем подробно останавливаться на анализе этих способов. Стоит лишь отметить, что чем проще и дешевле методы фальсификации, тем выше риск того, что товары окажутся низкокачественными и могут представлять собой реальную угрозу здоровью конечных потребителей.
Бóльший интерес представляют способы, благодаря которым можно установить факт фальсификации. Таких способов достаточно много и некоторые доступны даже рядовым покупателям. Остановимся на следующих из них:
Способ первый, и, возможно, самый простой для профессиональных покупателей – запрос дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара, у импортера или дистрибутора. Речь в данном случае идет о декларации или сертификате происхождения. Наличие одного из этих документов является обязательным при пересечении товарами таможенных границ России. Хотя современные технические средства позволяют легко подделать любые документы, иногда этот способ оказывается достаточно эффективным.
Способ второй – проверка товара по реестру выданных санитарно-эпидемологических заключений (СЭЗ) на выделенном сервере Роспотребнадзора. В данном случае основной признак того, что сведения об изготовителе сфальсифицированы, является наличие двух и более санитарно-гигиенических заключений на один и тот же товар одной и той же торговой марки, в одном из которых в качестве производителя указано европейское предприятие, в другом – китайское. Это, как правило, означает, что товар проходит таможенное оформление по подлинному СЭЗу, а для реализации заказывается фальсифицированный СЭЗ, дающий возможность позиционировать товар как произведенный в Старом Свете.
Способ третий – проверка товара в базе данных российской таможни. В отличие от двух предыдущих, этот способ не является общедоступным и бесплатным, однако количество компаний, у которых можно получить данные таможни, достаточно велико и, при желании, воспользоваться ими несложно. Запрос можно сделать как на основании номера ГТД, так и на основании наименования торговой марки.
Все три описанных способа являются в определенной степени взаимосвязанными и не работают в тех случаях, когда поставки товаров идут от фирм, зарегистрированных в европейских странах.
Способ четвертый – проверка товара по штрих-коду через систему GEPIR. Большинство европейских производителей регистрируют штрих-коды в единой системе EAN-13, которая позволяет установить точные сведения о владельце штрих-кода. Несмотря на то, что товар, торговая марка которого зарегистрирована в Европе и произведена в странах Юго-Восточной Азии, может иметь европейский штрих-код, это требует значительных расходов как на регистрацию самой торговой марки, так и штрих кодов. И в большинстве случаев недобросовестные импортеры ограничиваются обычной подделкой штрих кодов (или штрих-кодирование отсутствует вообще).
Способ пятый – поиск сведений об изготовителе и торговой марке в международных поисковых системах (google, yahoo и других). Если дистрибутор позиционирует свою продукцию как «известную на европейском рынке», а поисковые системы выдают в ответ на запрос только русскоязычные страницы – это верный признак того, что продукция производится в Китае исключительно для российского рынка.
Эффективность всех описанных выше способов зависит от того, какая схема фальсификации сведений о производителе и стране происхождения используется. Как показала практика, наилучших результатов можно достичь, сочетая данные, полученные сразу из нескольких источников информации.
Комментарии
На данный момент самый простой и эфективный метод проверки страны происхождения это штрих-код EAN-13. Если такового нет или на запрос в интернете через GEPIR нет нормального ответа, то на 100% что посуда сделана в Китае , Турции или Индии. Хотя с другой стороны никто не обязывает производителя регистрировать штрих-коды EAN-13 на свою продукцию. В последнне время некоторые импортеры идут даже на такое ухищрение как покупка реальной раскрученной западной торговой марки для прикрытия импорта из Китая.
Знаю еще один способ - иногда достаточно посмотреть на название. Например, одна московская фирма продает посуду, названную как мне кажется в честь одного из наполеоновских маршалов.
Но фамилия этого маршала написана с ошибкой.
Другая фирма всю продукцию маркирует названием, в котором есть слово "Inox", даже если это посуда с антипригарным покрытием или деревянные доски.
Ясно что ни один европейский человек до такого не додумается