Переработка пластика - миф? Согласно отчету Greenpeace, даже в США перерабатывается лишь 5% пластиковых отходов

Забота об окружающей среде и приверженность принципам устойчивого развития сегодня - один из самых мощных направлений, формирующих тренды в том числе и на рынке посуды. Производители всевозможных изделий из пластика для бытового потребления часто становятся объектом критики - пластик составляет значительную часть выбрасываемого мусора, его можно встретить и в лесах, и в водоемах, а в океанах формируются огромные острова пластиковых отходов, нанося огромный вред животному и растительному миру. Для того, чтобы уйти из под обвинений, предприятия используют тезис о том, что большинство пластмасс - легко перерабатываемые материалы, и они могут использоваться в производственной цепочке не один раз. Greenpeace провела собственное исследование и проблемы и выявила, что даже в США перерабатывается лишь около 5% пластиковых отходов, а все остальное попадает на свалки, сжигается или выбрасывается в окружающую среду.

Согласно опубликованному отчету "Circular Claims Fall Flat Again", в 2021 году домохозяйства США произвели примерно 51 миллион тонн пластиковых отходов, из которых только 2,4 миллиона тонн были переработаны. Данные были взяты из открытых источников.

В отчете отмечается, что ни один тип пластиковой упаковки в США не соответствует определению пригодности для вторичной переработки, используемому Инициативой Новой пластиковой экономики Фонда Эллен Макартур (Ellen MacArthur Foundation’s New Plastic Economy (EMF NPE) Initiative). По оценкам, переработка пластика снизилась примерно до 5–6% в 2021 году по сравнению с 9,5% в 2014 году и 8,7% в 2018 году. До 2018 года США экспортировали миллионы тонн пластиковых отходов в Китай и считали их переработанными, в чем у авторов отчета есть большие сомнения.

Согласно стандартам EMF NPE, предмет должен иметь степень переработки 30%, чтобы получить классификацию «пригодный для вторичной переработки». Два наиболее распространенных пластика, которые часто считаются пригодными для вторичной переработки, — ПЭТ и ПНД, из которых производятся обычно бутылки и кувшины — значительно ниже порогового значения EMF NPE. Их коэффициенты переработки достигают только 20,9% и 10,3% соответственно. Для любого другого типа пластика уровень переработки составляет менее 5%.

В то время как ПЭТ и ПНД ранее считались пригодными для вторичной переработки, в отчете делается вывод о том, что приемка данных материалов заводом по переработке не обязательно приводит к таковой.

Lisa Ramsden, старший активист кампании Greenpeace USA по пластмассам, сказала: «Такие корпорации, как Coca-Cola, PepsiCo, Nestlé и Unilever, десятилетиями сотрудничали с отраслевыми группами, чтобы продвигать переработку пластика как решение проблемы пластиковых отходов. Но данные явно показывают: с практической точки зрения большая часть пластика просто не подлежит вторичной переработке. Реальное решение — перейти на решения упаковки повторного использования».

Greenpeace приходит к выводу, что механическая и химическая переработка пластиковых отходов терпит неудачу, потому что пластиковые отходы чрезвычайно трудно собрать, практически невозможно отсортировать, сам же процесс переработки наносит вред окружающей среде, отходы часто бывают загрязнены токсичными материалами, а в самой переработке нет экономического смысла.

Ramsden призывает поддержать Глобальный договор о пластмассах, разработанных в рамках ООН, и положить конец эпохе пластика за счет значительного сокращения производства и увеличения доли товаров многоразового использования.

В отчете также содержится призыв к компаниям предпринять несколько дополнительных шагов для смягчения системных проблем, связанных с переработкой пластика, включая поэтапный отказ от одноразового пластика и переход на стандартизированную многоразовую упаковку.

Комментируя отчет Greanpeace, издание Guardian отмечает, что обнародование печальной статистики с переработкой разозлит тех, кто тратит время на старательное мытье пластиковых контейнеров и бутылок, полагая, что в конечном итоге они будут переработаны и переделаны в другую пластиковую упаковку.


Пример экологического маркетинга от компании NU LIFE на выставке Ambiente: 0% пластика; 0% силикона; пропитка дерева растительным маслом; производство без мусора.

Кампания против пластика идет достаточно давно: во многих странах законодательно ограничен оборот некоторых товаров, например, одноразовой посуды. Скорее всего, и в дальнейшем меры против пластика будут предприниматься, что даст возможности развития новых сегментов рынка. На фоне запретов одноразовой посуды в последние годы можно было наблюдать, как бурно развивались производство и продажа многоразовых кружек для напитков To-Go и бутылочек для воды, металлических и стальных соломинок для коктейлей и т.д. Если будут ужесточения по другим группам пластика, то появится спрос и на товары заменители.

Еще одна возможная сторона кампании против пластика - повышение спроса на товары, произведенные и упакованные без использования пластмасс. Черные и цветные металлы, стекло, бумага и картон, по мнению того же Greenpeace - гораздо более экологичная альтернатива пластику.

Полный отчет Greenpeace доступен по ссылке: https://www.greenpeace.org/usa/reports/circular-claims-fall-flat-again/