Ambiente 2010. Итоговый отчет. Столовая посуда.

Многие компании, работающие на рынке столовой посуды, гораздо острее переживают экономические сложности, возникшие из-за мирового кризиса. Конец 2008 года и весь 2009 год сопровождались сообщениями о банкротствах, продажах заводов, сокращениях персонала, снижении биржевых котировок, закрытиях розничных магазинов. Однако, если исходить из впечатлений, полученных от Ambiente 2010, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Большинству игроков удалось реорганизовать свою работу и привести ее в соответствие с новыми реалиями, к концу 2009 года многим компаниям удалось улучшить свое финансовое положение и завершить год хотя и с меньшими объемами продаж, но иногда и с большей прибылью, чем в докризисные времена.

Новый формат выставки позволил многим экспонентам, работающим в сегменте столовой посуды, увеличить свои площади, и в целом, если основываться на визуальных впечатлениях, по размаху Ambiente 2010 года как минимум ничуть не уступила прошлогодней выставке. Для многих игроков прошедшее мероприятие стало еще одним шансом продемонстрировать устойчивость своего бизнеса и умение благополучно приспосабливаться к неблагоприятной конъюнктуре рынка. Европейские компании, как правило, крайне щепетильно относятся к своей репутации и инвестируют значительные средства в имиджевые мероприятия.

Производство столовой посуды по сравнению с кухонной гораздо разнообразнее и по применяемым технологиям, и по используемым материалам, поэтому выделить из множества микротрендов устойчивые тенденции гораздо сложнее. Однако и здесь невооруженным взглядом были видны общие для многих компаний направления творческих поисков.

Как и в сегменте кухонной посуды, заметно выросла доля посуды ярких расцветок, особенно среди новинок. Цветная столовая посуда достаточно давно пользуется устойчивым спросом, но в последнее время, судя по предложениям производителей, ожидается значительный рост ее востребованности европейскими покупателями.

Другой тренд, отмеченный нами в первой части нашего отчета, растущая популярность эко-посуды, также имеет место быть и на рынке столовой посуды. Пока еще такие коллекции есть далеко не у всех производителей, но распространенность темы по сравнению с прошлым годом значительно выросла. Посуда из дерева, переработанного стекла и других экологичных и безопасных для здоровья материалов, становится все более модной у потребителей.

Еще одна заметная деталь прошедшей выставки – акцентирование внимания на многолетней истории и традициях экспонентов. Как известно, многие европейские марки столовой посуды существуют уже не одно столетие. В кризис никогда не бывает лишним напомнить своим клиентам о своем запасе прочности и умении выживать в гораздо более сложных условиях, нежели сегодняшние. Одним из ярких событий выставки стал 300-летний юбилей немецкого фарфора, которому была посвящена специальная экспозиция. 200-летний юбилей на выставке отмечала известная в России компания Ritzenhoff & Breker.

Другой момент, бросающийся в глаза, растущая концептуальность появляющихся коллекций. Все больше компаний предлагает не просто посуду, а идеи по оформлению и сервировки стола, в которых посуда занимает центральное место и выражает различные общечеловеческие ценности – семейственности, общения, комфорта, спокойствия и т.д. Экспозиции многих компаний были стилизованы под жилое пространство, элементы которого выгодно подчеркивали выигрышные стороны посуды той или иной коллекции. Противоположная тенденция, подход к предметам посуды как к арт-объектам, которые обладают самостоятельной ценностью, также вполне актуальна, особенно среди молодых дизайнеров. Стенды таких компаний по своему оформлению были схожи с галереями музеев современного искусства.

С точки зрения развития технологий в сегменте столовой посуды вряд ли стоит ждать каких-то революций. Часто появление новинок оказывается обусловленным потребностями профессиональных покупателей сегмента HoReCa, предъявляющих высокие требования к способности посуды выдерживать интенсивное использование в течение длительного времени. Компании, работающие в данном сегменте, как правило, имеют свои научные центры, занимающиеся совершенствованием технологий и материалов. Одно из заметных событий Ambiente – презентация компанией Arc International коллекций посуды из принципиально нового материала Zenix (под торговой маркой Arcoroc), сочетающих суперпрочность с новыми формами. Новинка задает высокие стандарты в сегменте профессиональной столовой посуды и в ближайшее время можно ожидать от конкурирующих компаний ответных ходов.

Продолжает оставаться актуальной и посуда с двойными стенками из стекла. Помимо функциональных преимуществ (сохранение напитков и блюд горячими или холодными в течение длительного времени, предохранение от ожогов) такая посуда дает и хорошие возможности дизайнерам для экспериментов с формами. Характерный пример – новая коллекция торговой марки Jenaer или новинка от Luigi Bormioli.

На выставке можно было увидеть и множество удачных примеров сочетания традиционных материалов – керамики, фарфора, стекла с силиконом. Яркий во всех смыслах этого слова пример – новая коллекция Pavina компании BODUM.

BODUM представила и еще одну интересную новинку – туристическую кружку, сконструированную по типу френч-пресса, которая позволяет готовить чай, кофе или другие горячие напитки путешественникам.

Достаточно интересными показались эксперименты с ломаными формами. В частности, сразу несколько компаний представили фарфоровые чашки, стилизованные под смятые пластиковые стаканчики. Похожие примеры можно было наблюдать и среди производителей посуды из стекла.

Синтез традиций разных культур является неиссякаемым источником вдохновения для дизайнеров. Помимо очень интересных работ японских и турецких дизайнеров, о которых мы расскажем позднее в отдельных материалах, были и очень удачные новинки известных европейских производителей. Например, коллекция Samarkand компании Villeroy & Boch.

В целом также можно отметить растущую роль дизайна. Красота, внутреннее содержание посуды, ее способность отражать или воздействовать на внутренний мир покупателя, все чаще становятся обязательной составляющей новых коллекций. Примечательно, что качественный дизайн стал доступным и часто марки, представленные на масс-рынке, с этой точки зрения ничем не уступают продукции супердорогих брендов.

© posudka.ru