Турецкая посудная отрасль – яркий пример того, как можно успешно конкурировать на мировом рынке посуды. Сегодня турецкие бренды и производители играют достаточно значимую роль в производстве посуды практически всего ассортимента. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны Китая и других южно-азиатских стран с одной стороны, и европейских марок с другой, Турции удается ежегодно наращивать не только объемы экспорта посуды, но и повышать ее качество, функциональность, укреплять имидж. В то время как в России с ее невероятными природными и энергетическими ресурсами производство посуды находится в упадке, а наши заводы зачастую теряют свои позиции даже на внутреннем рынке, в Турции данная отрасль развивается впечатляющими темпами. Турецкие производители не делают секрета из рецептов собственного успеха - данная статья подготовлена на основе открытых материалов Стамбульской ассоциации экспортеров минералов и металлов (IMMIB).
В последние времена, радикальные изменения в жизни людей и привычек, вызванные урбанизацией, индустриализацией, ростом предложения на потребительском рынке ориентируют людей на использование более функциональных, привлекательных и удобных предметов домашней утвари. Если ранее кухонные инструменты были достаточно просты, сегодня покупатели предпочитают все более удобные, яркие продукты с дизайнерскими идеями.
В Турции сегмент кухонной утвари чутко реагирует на происходящие изменения и новые тренды, он включен в процессы внедрения глобальных инноваций и его успех основывается на постоянном мониторинге динамики изменения потребностей людей за рубежом. Турецкие производители и экспортеры следят за внутренними и мировыми трендами и используют их для того, чтобы улучшить и диверсифицировать продуктовую линейку. В последние пять лет они достигли значительных успехов на мировом рынке в разных сегментах: стеклянной, фарфоровой, керамической, металлической и пластиковой посуды и кухонных принадлежностей. Турции удалось нарастить объемы своего экспорта в перечисленных сегментах с 511 млн. долларов в 2000 году до 1,77 млрд. долларов на конец 2009 года.
Турецкая посуда пользуется популярностью в таких странах-лидерах рынка, как Великобритания, Германия, Россия и Франция. На рынках этих стран турецкие компании добиваются успеха благодаря их способности осуществлять своевременные поставки (just-in-time), высокому качеству продукции, соответствующему международным стандартам, а также благодаря легкости, с которой сегодня можно посещать Турцию и вести там бизнес.
Маркировка «сделано в Турции» стала своеобразной торговой маркой, широко известной на рынке посуды и кухонных принадлежностей. Высокая степень ее узнаваемости специалистами обусловлена красотой, функциональностью и оригинальным дизайном изделий, конкурентными ценами на них и скорость поставок.
Передовые турецкие компании имеют сегодня эффективную сервисную сеть послепродажного обслуживания как в Турции, так и в странах, наиболее значимых с точки зрения экспорта. В дополнение, турецкие компании приводят свою административную и производственную структуру в соответствие с международными стандартами, такими как ISO 9000, TUV Germany, NFS and UL (USA), русским ГОСТам и т.д.
Хотя ассортимент кухонной утвари очень широк, турецкая индустрия производит большую часть ассортимента, интенсивно используя самые современные процессы и технологии. Турецкие заводы и предприниматели инвестирую все более значительные средства в производство пластиковой, стальной, медной, алюминиевой посуды, а также стекла, фарфора, керамики и столовых приборов. Это также сопровождается вложением средств в современные технологии и маркетинг для того, чтобы получить большую долу на целевых рынках.
Цель турецкой индустрии – стать одним из глобальных лидеров–поставщиков кухонной утвари посредством концентрации энергетических и сырьевых источников, знаний и опыта применительно к данному сектору, следуя пути развития вместе с потребителями, рынком и конкурентами.
В соответствие с таким видением бизнеса, турецкие компании-производители фокусируются на том, чтобы создавать большой перечень продуктов с точки зрения дизайна и брендинга, используя усовершенствованные технологии, высококачественные материалы и также создавая положительный имидж для турецкой продукции на международном рынке в дополнении к очень конкурентным ценам.
Исходя из этой перспективы, потенциал турецкого экспорта кухонной утвари постоянно растет. Сегодня продукция поставляется более чем в 150 стран мира, в том числе на рынки глобальных игроков: Великобритании, Германии, Франции, США, а также на рынки региональных партнеров – России, Ирака, Израиля, Румынии, Украины, и Болгарии.
Турецкие производители удовлетворяют как внутренний спрос, так и развивают новые рынки за рубежом. Ключевой индикатор их успеха - растущий спрос на турецкую продукцию на международной арене, где экспорт Турции в сегменте кухонной утвари утроился с 2000 года. Турция является лидером на рынке электрических и газовых плит, посуды из стекла, стали и пластика. Члены Евросоюза, соседние с Турцией страны и США являются главными потребителями турецкой посуды и кухонных принадлежностей.
В 2007 году общий объем мирового экспорта кухонной утвари составил 62.6 млрд. долларов. Доля Турции составила 2,5% . Стратегические торговые цели Турции предполагают увеличение доли в ближайшие годы. Для этого экспортеры участвуют в крупнейших выставках: немецкой Ambiente, американской IH&HS, гонконгской Houseware Fair. Эти мероприятия стали уже традиционным местом встречи турецких экспортеров с их потребителями из разных стран мира.
Кроме этого, организуются посещения торговых делегаций на целевые рынки, для закупщиков из развивающихся рынков организуются специальные миссии, проводятся исследования рынков. Стамбульская ассоциация экспортеров и металлов способствует развитию сектора кухонной утвари, выступая организатором премии в области индустриального дизайна (Industrial Design Competition), поощряющую функциональность, творчество и адаптированный к внешним рынкам дизайн.
С начала 2000-х, турецкие производители кухонной утвари все больше внимания уделяют высококачественным дизайнерским продуктам. Премия Industrial Design Competition позволяет собрать вместе знаменитых турецких индустриальных дизайнеров и производителей.
Цифры и факты
Динамика турецкого экспорта кухонной утвари
Турецкий экспорт кухонной утвари по странам в 2009 году
Турецкий экспорт кухонной утвари по сегментам в 2009 году
Динамика экспорта стеклянной, фарфоровой и керамической посуды из Турции
Динамика экспорта металлической посуды из Турции
Динамика турецкого экспорта товаров для кухни из пластика
Данные о турецком экспорте отдельных товарных групп в 2009 году
По материалам Istanbul Mineral and Metals Exporters' Association