Производство посуды из эмалированной стали в РФ сократилось

Российские производители посуды играют доминирующую роль в сегменте посуды из эмалированной стали – их доля в общем объеме составляет более 80%. Эмалированную посуду выпускают компания "Стальэмаль" с производственными площадками в Череповце и Новокузнецке, Лысьвенский завод эмалированной посуды, "Эмаль" (г. Магнитогорск) и Керченский металлургический завод, для которого производство эмалированной посуды является одним из дополнительных видов деятельности. Благодаря положению на рынке, наши заводы конкурируют на внутреннем рынке скорее между собой, нежели с импортом.

2024 год для отечественного производства эмалированной посуды стал непростым. Совокупный объем выручки трех главных российских заводов, «Стальэмали», «Лысьвенского завода эмалированной посуды» и магнитогорской компании «Эмаль», составил 4,7 млрд. рублей, что ниже не только показателя благополучного прошлого года, но и 2021 года (в абсолютных цифрах, без учета инфляции).

Две из трех производственных компаний - «Стальэмаль» и «ЛЗЭП» - показали небольшую чистую прибыль (0,27% и 0,28% от объема выручки соответственно), убыток ООО «Эмаль» составил 6% от объема выручки. Показатели по данному параметру существенно хуже прошлогодних – в 2023 году все три завода были в плюсе: соотношение чистой прибыли к выручке у «Стальэмали» составило 4,7%, у «ЛЗЭП» - 5,4% , у «Эмали» - 1,2%.

Одной из главных проблем, влияющих и на производственные возможности российских производителей эмалированной посуды, и на рентабельность, является дефицит кадров, в основном инженеров и рабочих специальностей. Производство эмалированной посуды предполагает значительное количество ручных операций, а автоматизированное оборудование требует наличия специалистов, которые его обслуживают и настраивают – людей не хватает и там, и там. В последние годы гражданским предприятиям приходится конкурировать за персонал с компаниями военно-промышленого комплекса, что влечет за собой увеличение затрат на оплату труда персонала. Так, «Лысьвенский завод эмалированной посуды» в годовом отчете оценил рост издержек на оплату труда персонала на 92 млн. рублей. Также в качестве постоянных факторов роста расходов выступает удорожание материалов и энергоресурсов, а также высокая стоимость заемных средств.

С другой стороны, компании-производители столкнулись с проблемами со сбытом продукции. Необходимость повышать цены в ответ на растущие издержки на рынке посуды в большинстве случаев сопровождается замедлением продаж, особенно когда дорожает не только посуда, но и продукты и товары первой необходимости. Также сказываются и сложности с экспортом. При достаточно благоприятной ситуации, когда низкий курс рубля стимулирует экспорт, многие рынки для российских заводов являются на текущий момент закрытыми по понятным политическим причинам - это не дает возможности российским заводом в полной мере реализовать свой экспортный потенциал.

© posudka.ru