Рынок посуды ждет беспокойное лето

Лето – пора отпусков. Большинство компаний, работающих на рынке посуды, ближайшие три месяца будут работать в спокойном режиме, решая в основном проблемы, связанные с обеспечением необходимого качества сервиса обслуживания клиентов в условиях отпусков значительной части сотрудников. Снижение спроса летом объективно – конечные потребители меняют приоритеты в покупательских предпочтениях и перераспределяют расходы своих домохозяйств от трат на обустройство дома к дачным расходам и поездкам в отпуска. Расслабленность летних месяцев не способствует ни выработке стратегии, ни принятию жестких решений. Этому мешает как хроническое отсутствие «кворума» участвующих в управлении менеджеров, так и недостаток ресурсов для быстрой реализации уже принятых решений. Вместе с тем, именно летом часто происходят экономические и политические события, нарушающие естественный ход вещей. Лето нынешнего года также обещает стать неспокойным.

Нестабильность является главной характеристикой рынка посуды на настоящий момент. В силу объективных экономических процессов и субъективных политических решений, количество вариантов, по которым будет развиваться российская экономика, очень велико. Существуют значительные трудности как с прогнозированием спроса со стороны конечных покупателей, так и с пониманием условий, в которых будут вести свою деятельность производители и импортеры посуды даже в краткосрочной перспективе

Спрос

На первый взгляд, причин для беспокойства за состояние спроса на посуду немного. Такие ключевые показатели, как уровень жизни и уровень занятости населения, в первые месяцы 2010 года продолжают расти, хотя и не слишком быстрыми темпами. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за январь-апрель 2010 года реальные располагаемые доходы населения выросли на 6,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Уровень занятости населения также по статистическим данным растет в 2010 году от месяца к месяцу. Исследования кадровых агентств подтверждают, что количество открытых вакансий и уровень предлагаемых зарплат приближается к докризисным временам. Наблюдаются улучшения, связанные с ростом индекса потребительской уверенности населения и положительной динамикой оборота розничной торговли.

Однако недавние события показали, насколько иллюзорной является экономическая стабильность в России и насколько легко внешние неблагоприятные факторы, вроде падения цен на нефть и банковского кризиса, могут обрушить потребительский спрос. Негативные события в европейской экономике (а Европа является основным потребителем нашего сырьевого экспорта), грозят породить вторую волну кризиса, которая может вновь больно ударить по России уже в ближайшее время.

Импорт

Проблемы в европейской экономике и связанное с ними падение курса евро может, с другой стороны, положительно сказаться на деятельности тех компаний, которые специализируются на поставках посуды из европейских стран. Помимо того, что данная продукция дешевеет, а, следовательно, улучшает свою конкурентоспособность по сравнению с аналогами, производимыми в России, странах СНГ и Китае, наверняка можно ожидать и повышение лояльности европейских производителей по отношению к российским партнерам. В условиях, когда спрос на посуду на основных европейских рынках будет сокращаться, российский рынок посуды будет становиться еще более привлекательным.

Стратегические преимущества компаний-производителей посуды из Китая также позволяют достаточно уверенно себя чувствовать и их российским партнерам. Китайцы, как правило, тонко чувствуют происходящие на мировом рынке процессы и умеют на них гибко реагировать. Кроме того, имеющиеся резервы и опыт, накопленный за последние десятилетия в ценовой борьбе с европейскими компаниями, дают возможность предположить позитивные изменения и на этом направлении импорта.

Основной фактор, который препятствует нормальной деятельности импортеров – ситуация с таможней. Попытка кардинального реформирования российской таможни в сочетании с выбором методов таможенниками по выполнению планов сбора платежей, сильно снижают рентабельности импорта и создают дополнительные сложности с логистикой, решать которые становится все сложнее и сложнее.

Другой источник неопределенности связан с началом полноценной работы с 1 июля Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана (подробно вопросы о том, как создание Таможенного Союза скажется на рынке посуды, мы разбирали в одном из наших прошлых материалов). Несмотря на достигнутые договоренности, многие ключевые вопросы странам-участникам так и не удалось решить, и в настоящее время обсуждается масса вариантов будущего Союза, включая совсем уж необычные – вроде начала его работы в рамках двусторонних отношений России и Казахстана с последующим присоединением Белоруссии. Как часто бывает, политические особенности отдельных политиков в сочетании с разногласиями по экономическим вопросам могут дать самый разный эффект, в том числе и негативный. Одной из жертв таких разногласий стал, по нашему мнению, Добрушский фарфоровый завод и его многочисленные партнеры в России.

Производство

Большинство российских заводов-производителей посуды отработали первый квартал 2010 года достаточно уверенно. Спрос на их продукцию остается по-прежнему высоким. В частности, в производстве эмалированной и алюминиевой посуды наблюдается примерно одинаковая картина – большей части заводов как минимум удается сохранять объемы выпускаемой продукции, а отдельным предприятиям - и немного наращивать объем сбыта.

Примечательно, что введение заградительных пошлин на импорт столовых приборов практически никак пока не сказалось на показателях основных российских заводов-производителей. И на ОАО «Труд», и на ОАО «Амет» изменений в объеме выручки от данного вида деятельности практически не произошло. Рост выручки на Павловском заводе также оказался незначительным и сопоставимым с уровнем инфляции. Более заметные позитивные изменения произошли на ОАО «Нытва», но если учитывать, что предприятие находится под внешним управлением и переживает очень сложные времена из-за смены собственников, вряд ли его показатели можно проецировать на состояние отрасли в целом.

Среди опасностей, которые поджидают в ближайшее время наших производителей – продолжение роста цен на сырье и энергоносители, благодаря чему рост стоимости посуды будет расти, а ее конкурентоспособность по сравнению с импортными аналогами – снижаться. Кроме того, российское правительство вновь возобновило переговоры по вступлению России в ВТО, и на этот раз шансы на положительный исход достаточно высоки. Естественно, переговорный процесс затянется как минимум на год и время подготовится к новым условиям конкуренции у наших заводов есть, однако начинать нужно незамедлительно. Тем более, совсем недавно премьер-министр В. Путин заявил о готовности снижать импортные пошлины, и вполне возможно, данная инициатива начнет реализовываться уже в ближайшее время.

© posudka.ru