Уловки маркетологов. Эпизод 2. Börner, Катюша (ООО «ОПТТОРГ»)

Первый материал новой рубрики «Уловки маркетологов» о торговой марке GreenPan за короткое время собрал рекордное количество прочтений и вошел в топ самых популярных статей за все время существования нашего сайта, показав актуальность затронутой нами проблемы. На рынке посуды сложилась не самая здоровая ситуация с точки зрения правдивого информирования покупателей о качестве и свойствах продуктов, от которой устали все участники рынка. Фактически правил никаких нет, и каждая компания сама для себя определяет границы, за которыми маркетинг превращается в обман. При этом в более проигрышном положении, по крайней мере в краткосрочной перспективе, оказываются компании, которые ведут честную конкурентную борьбу, что само по себе несправедливо. В общем, можно предположить, что нашу рубрику ждет долгая жизнь, по крайней мере в ближайший год-два.

Данный материал посвящен двум маркам посуды с антипригарным покрытием - Borner и Катюша (производитель Nouval, владелец марки – ООО «ОПТТОРГ»). Несмотря на то, что продукция Borner’a и Катюши находится в совершенно разных ценовых сегментах, в нашем случае их объединяет общее стремление ввести покупателя в заблуждение относительно материалов, из которых сделана посуда, а именно, скрыть тот факт, что антипригарное покрытие сделано на основе политетрафторэтилена (другим более известным хотя и некорректным названием которого является «тефлон»).

Прежде чем приступить к анализу конкретных фактов, постараемся кратко изложить предысторию вопроса, так как сегодня в рунете существуют десятки тысяч страниц с мифами и домыслами о вреде посуды с антипригарным покрытием, в то время как объективную информацию найти довольно сложно.

В первой половине «нулевых» ряд исследований выявил наличие перфтороктановой кислоты (PFOA или C8), которая использовалась в технологическом процессе по производству антипригарных покрытий, в крови большей части американцев. Учитывая высокую токсичность данного вещества, американское агентство по защите окружающей среды (EPA) инициировало ряд исследований о влияние PFOA на человеческий организм, об источниках появления PFOA и о потенциальном вреде антипригарных покрытий, производимых с использованием PFOA. Эти исследования продолжаются до сих пор и пока ни одного факта о том, чтобы какие-либо изделия с антипригарным покрытием (посуда, одежда, медицинское оборудование и т.д.) стали источником вреда для здоровья человека, выявлено не было. Несмотря на это, под давлением общественности в 2006 году ряд крупнейших американских компаний-производителей антипригарных покрытий и их компонентов, включая Dupont и 3M, добровольно приняли на себя обязательство к 2010 году сократить на 95% использование PFOA в производстве антипригарных покрытий, а к 2015 году и вовсе отказаться от его использования. Например, компания Dupont уже сообщила о том, что ее марки антипригарного покрытия Teflon с этого года производятся без использования PFOA.

На сайте EPA опубликованы пояснения к вопросу о PFOA, в которых, в частности, сказано, что PFOA – это ни в коем случае не синоним Teflon’a и других марок антипригарного покрытия на основе PTFE, что следы PFOA могут быть обнаружены в антипригарном покрытии, но никаких данных об опасности столь малых доз для организма человека не выявлено и оказываться от изделий с антипригарным покрытием на основе PTFE нет оснований.

Одновременно с этой благополучно завершившейся для всех участников историей, развивался и другой сюжет. В средствах массовой информации периодически появляются различные мифы о вреде посуды с антипригарным покрытием со ссылками на различных «ученых» без приведения какой-либо достоверной информации. Ответом на общественную тревогу стало появление посуды с альтернативным керамическим покрытием, некоторые из производителей которой охотно присоединились к кампании по дискредитации традиционных антипригарных покрытий, став ее заказчиками и выгодоприобретателями.

В итоге процесс распространения мифов о вреде тефлона получил новый импульс и цель. В России данный вопрос получил особенно сильный общественный резонанс после того, как в одной из одиозных передач «Жить здорово» на Первом канале известная ведущая Елена Малышева рассказала «о вреде тефлона». Несмотря на то, что уровень аргументации и знание предмета, продемонстрированные г-жой Малышевой, можно описать только терминами из психиатрии, многие участники рынка почувствовали появление страха при приобретении посуды с антипригарным покрытием со стороны части конечных потребителей.

В целом, сегодня у производителей посуды есть три основных способа преодолеть сформировавшееся негативное отношение к посуде с антипригарным покрытием. Во-первых, можно пытаться получить объективные данные о том, что традиционная антипригарная посуда безопасна и донести их до покупателей (по этому пути, например, пошла компания "Гала-центр"). Второй способ заключается в том, чтобы производить и продавать альтернативную тефлоновой посуду (из чугуна, эмалированной стали, нержавейки, алюминия, с керамическим антипригарным покрытием, и т.д.). Третий способ заключается в том, чтобы, не выходя за рамки приличий, разными способами отвлечть внимание покупателя от наличия PTFE в антипригарном покрытии. Например, можно называть покрытия «полимер-керамическими», «титановыми», «мраморными», «на водной основе», и т.д., фокусируя внимание покупателя на других составных элементах, входящих в антипригарное покрытие и мягко отвлекая внимание от присутствия PTFE. По этому пути пошли многие западные и некоторые российские производители. Герои данной пуббликации, торговые марки Borner и Катюшу, подошли к вопросу более радикально.

Компания "Бернер Ист", например, разместила на вкладышах в посуду следующий текст: "Перед вами посуда, созданная по следующей технологии: 1. Алюминиевое литье сплав GK AL Si 12 (Cu) 231 DIN 1752 2. Под высоким давлением пескоструйным аппаратом на алюминиевом литье создается шероховатая поверхность, что делает возможным стойкую адгезию литья и следующего слоя. 3. С помощью плазменной струи наносится слой из керамической крошки с титано-алюминиевой окисью. Это придает мягкому алюминию твердость и износостойкость. 4. Грунтование. 5. Нанесение запатентованного слоя с минеральными частицами. 6. Заливание всех пор и искусственно созданных шероховатостей антипригарным покрытием (не тефлон)".

В общем, если подходить формально, то отчасти информация на вкладыше верная. Как известно, компания Dupont давно добивается того, чтобы словом «тефлон» именовались только ее покрытия. Borner действительно не является лицензиатом Dupont'а. Но в данном случае общеупотребительный смысл термина «тефлон» не оставляет сомнений и косвенно подтверждаются рекламными материалами, размещенными на сайте российского представительства, которые обличают "тефлон" и в которых, в частности, отмечается, что «мы по инерции продолжаем называть любую антипригарную утварь тефлоновой».

За разъяснениями по поводу информации на упаковке мы обратились в российское представительство Borner с вопросом о том, «что имели в виду авторы текста: что компания Borner не является лицензиатом компании Дюпон, которой принадлежит право на марку Тефлон, а само покрытие делается основе PTFE (известного также как тефлон) или же формула покрытия вообще не содержит PTFE, а какой-то другой элемент?» и получили два ответа. Первый ответ заключался в том, что «Формула покрытия не содержит тефлон. … Наш производитель не заинтересован в разглашении формулы покрытия». После просьбы представить какие-нибудь официальные документы, подтверждающие отсутствие PTFE в посуде Borner российский офис со ссылкой на головной офис в Германии все-таки уточнил, что на самом деле имелся в виду не тефлон вообще, а покрытие DuPont™Teflon®. Узнают ли об этом покупатели - большой вопрос.

Второй пример еще более характерен. Московская компания «ОПТТОРГ» не стала путаться в двусмысленностях и на упаковке обычной тонколистовой штампованной алюминиевой посуды «Катюша» с накатанным антпригарным покрытием неизвестной марки прямо заявила: «Антипригарные покрытия, используемые при производстве «Катюша», не содержат PTFE (политетрафторэтилен), не используются синтетические полимеры - PFOA (перфлюроктановая и перфтороктановая кислота), поэтому при нагревании не выделяются вредные токсичные испарения и канцерогенные вещества».

Update от 29.10.10

По поступившему в адрес редакции сообщению компании "Оптторг", вкладыш к сковороде, о котором идет речь выше, изначально разрабатывался для посуды с керамическим покрытием Greblon и из-за технического недоразумения оказался на выставочных образцах посуды, представленной на выставке. На полках же магазинов в ближайшее время посуда "Катюша" из штампованного алюминия с антипригарным покрытием появится со вкладышом со следующим текстом:

"Антипригарные покрытия AKZO NOBEL, используемые при производстве посуды "КАТЮША", при нагревании не выделяют вредные токсичные испарения и канцерогенные вещества. Они отвечают самым современным требованиям безопасности, поэтому продукция с этим покрытием успешно продается в 45 странах мира включая Европу и Америку. В отличие от обычных сковородок с внутренним покрытием, внешнее антпипригарное покрытие сковородок "КАТЮША" позволяет легко удалять жир и копоть с внешней стороны, облегчает уход и сохраняет внешний вид посуды".

Выражаем признательность руководству компании "ОПТТОРГ" за своевременную и позитивную реакцию.

© posudka.ru

Комментарии

Насчет "Катюши" понятно, но на НЕМЦЕВ вы ЗРЯ НАЕХАЛИ.
Современные покрытия КЕРАВИС и СВИСС ДАЙМОНД употребляют сейчас и WOLL и SKK и BALLARINI и все прочие приличные антипригарные европейцы.
Зайдите на сайт производителя покрытия, которое уже 10 лет шагает по миру, и собственно организовало войну с тефлоном от DuPont http://www.swissdiamond.com/
Там ясно написано:
.........Are you using DuPont™ Teflon® non-stick coatings? ...........
NO! We are not using DuPont™Teflon® non-stick coatings. Teflon® is a trademark of DuPont and describes a big range of products that answer the needs of many industries, to learn more about it, please check the web site: www.teflon.com.
Our unique coating composition is manufactured by us, and without any components from DuPont. Teflon® and PTFE are not the same.

Для тех, кто не понял - русский перевод: Teflon® и PTFE не одно и тоже

...........Are the materials used by you controlled by the health authorities?.........
All our products and their respective raw materials are strictly monitored and controlled by severe several European 'health and safety' laboratories

Для тех, кто не понял - русский перевод: контроль несколькими европейскими лабораториями "безопасности и здоровья" говорит, что продукт полностью безопасный.

Так что ваш наезд на то, что немцы написали, что СВИСС ДАЙМОНД это не ТЕФЛОН - откровенный журналистский ПИАР.
Они то правду сказали, а вот вы - нет.
Вы же журналисты, а не специалисты. Вам "жареные" факты нужны!
Валите тогда сюда же и WALL и SKK и AMT и EUROLUX всю сталь с антипригаркой внутри от FISSLER http://www.fissler.ru/ru/products/woks/as_individual_as_you_our_woks/non...
до бельгийской элиты DEMEYERE http://www.demeyere.be/default.asp?CID=4319&SLID=1

По нашему мнению, есть некоторая разница между "We are not using non-stick coatings DuPont™Teflon®" и "Заливание всех пор и искусственно созданных шероховатостей антипригарным покрытием (не тефлон)". Если компания "Бернер Ист" напишет на следующей серии посуды вместо "не тефлон" фразу "не DuPont™Teflon®", мы будем данный шаг только приветствовать. И заодно хорошо бы перестать использовать термин "тефлон" в своих рекламных материалах в качестве нарицательного.

В остальном же не совсем понятно, причем тут WALL, SKK, AMT, EUROLUX, FISSLER, DEMEYERE и Swiss Diamond. У нас к ним никаких замечаний нет. В общем и к немецкому офису Borner тоже нет, так как ясно, что текст вкладыша разрабатывался в России.

Статья - хорошая, за исключением, может быть, Малышевой и психиатрии, - не политкорректно, даже если и правда.
На мой взгляд, появление продуктов, отрицающих ПТФЭ и истерия, связанная с PFOA, это не следствие и причина, а звенья одного, хорошо спланированного, маркетингового проекта. Идея - блестящая: давнее отсутствие чего-то принципиально нового в области посуды и готовность людей проглотить любую наживку в названии которой есть слова: "экология", "зеленый" и т.п. Нужно отдать должное авторам - ожидаемый результат, я думаю, они получили. Более того, сейчас эта компания уже развивается самостоятельно и независимо от начинателей.
И еще одна деталь - полная тишина по поводу отсутствия исследований влияния на здоровье человека предлагаемых "белых" покрытий.

Так проходят же "белые" покрытия все экспертизы по безопасности, вряд ли там что-то можно найти. Скорее было бы интересно познакомиться с исследованиями о безопасности применения нанотехнологий. Коллеги из Невы-Металл Посуды высказали же мысль, что эффекты от попадания в клетки человеческого организма наночастиц до конца не понятны.

Во - первых, как показывает практика, сразу же скажу, что примеров приводить не буду, тесты можно проходить многими способами.
Во - вторых, ПТФЭ применяется в посудном производстве уже более 50 лет, а новым покрытиям еще 2-3 года. Повторюсь еще раз, фундаментальных исследований на предмет их влияния на организм никто не видел.
В третьих, ни один из известных производителей покрытий в мире не декларирует применения нано-частиц в производстве антипригарных композиций. Говорить о неизвестных марках в разрезе нано-технологий не стоит. По моему мнению антипригарные нано-покрытия - это миф.

Ну как же, навскидку можно привести пример с WEILBURGER - они декларируют, что их Ceramic Coating создано на основе последних нанотехнологий. Greblon то "неизвестной маркой" никак нельзя назвать. Я, в общем, тоже скорее скептически настроен, но не будучи специалистом, подхожу к теме с опаской. Вот, например, наткнулся на патент, где описывается рецептура и технология нанесения антипригарного покрытия и наночастицы там, судя по всему, присутствуют - http://www.freepatentsonline.com/7510774.html.

О каком конкретно покрытии идет речь? На сайте WEILBURGER есть только общая фраза о современных технологиях: "Современные системы покрытий, укрепленные керамикой, гарантируют длительный срок службы. Базируясь на современных нанотехнологиях....."(http://www.weilburger-coatings.ru/seiten/promyshlennye-pokrytija/antipri...).
Ни одного упоминания о конкретном покрытии, ни упоминаний о конкретных технологиях нет.

Как же нет. Технология называется Sol Gel Techiquie, используется при производстве покрытия Greblon Ceramica.

Sol Gel Technique (CERAMICA) Wet organic process for the production of ceramic coatings. This is achieved by using a nano scale sol, based on organo-metallic polymers that build a 3-dimensional gel.