На протяжении многих лет традиционно начало нового года на рынке посуды ассоциируется с выставкой «Консумэкспо». 2011 год не станет исключением – практически сразу после новогодних каникул, с 17 по 20 января, «Консумэкспо» вновь будет принимать участников и посетителей. Уходящий 2010 год по общему настроению можно назвать умеренно-оптимистичным. С одной стороны, по-прежнему ощущается снижение интенсивности спроса на посуду, и пока нет особых надежд на возвращение докризисных темпов развития рынка, с другой стороны, большинство компаний на собственном опыте убедились, что и таких условиях можно комфортно работать и иметь прибыль, вполне сопоставимую с докризисными временами. Ожидания от выставки «Консумэкспо» тоже можно определить как умеренно-оптимистичные.
В прошлом году выставка «Консумэкспо – 2010» оставила много вопросов о своей дальнейшей судьбе – и по составу участников, и по количеству посетителей и по общему антуражу нам она показалась довольно слабой. Видимо организаторы выставки также не были удовлетворены ее результатами, и в этом году мероприятие должно предстать в обновленном виде, тем более что планы у «Экспоцентра» довольно амбициозные – начать проводить помимо зимней выставки еще и осеннюю, вступив в прямую конкуренцию и с HouseHold Expo, и с выставочным проектом «Подарки/Houseware».
Первое, что бросается в глаза, это изменения в деловой программе. Помимо ставших традиционными форума поставщиков и ритейлеров товаров для дома, посуды, подарков и сувениров «Эффективные закупки, поставки, продажи - 2011», конкурса «АНО «Союзэкспертиза», «Центра закупок сетей», в программе выставки значатся и новые события: «Фестиваль молодых дизайнеров», проект «Новинки и инновации», конференция по франчайзингу и ряд семинаров и мастер-классов.
Фестиваль молодых дизайнеров (его тематика определена организаторами как «Чайник / Чашка / Тарелка / Кастрюля / Сумка / Обувь как Арт-объект») по своей сути - очень правильное и нужное мероприятие. Большинство крупных международных выставок в сегменте товаров для дома очень серьезно относятся к продвижению молодых талантов в области дизайна, выделяют часть выставочных площадей бесплатно для экспозиции работ студентов, проводят разнообразные конкурсы, позволяющие привлечь внимание потенциальных заказчиков к молодым талантом. Дизайн сегодня – одно из главных конкурентных преимуществ и его развитием многие страны занимаются на самом высоком уровне. В России очень много талантливых дизайнеров, но они пока гораздо более востребованы за рубежом, нежели в России. В тоже время уровень продукции, производимой в России, с точки зрения дизайна довольно низкий. Хочется надеяться, что почин «Консумэкспо» поддержат и другие выставки и ситуацию удастся изменить.
Идея проекта «Новинки и инновации» не нова – аналогичное мероприятие уже несколько лет проводится в рамках другой выставки – HouseHold Expo. Цель проекта – привлечь дополнительное внимание к новой продукции, выводимой на рынок экспонентами, участвующими в выставке. Как правило, успешность аналогичных проектов во многом определяется способностью организаторов и экспонентов представить действительно новую продукцию. С этой точки зрения у Консумэкспо есть определенные проблемы. Для западных компаний безусловным приоритетом являются крупные международные выставки – Macef, Maison&Objet, Ambiente Messe. Именно там устраиваются премьеры новых продуктов, а на наш рынок и наши выставки они попадают уже во вторую очередь – в лучшем случае весной. Консумэкспо же проходит слишком рано и может рассчитывать, главным образом, на прошлогоднюю продукцию. Отечественные же производители, которые теоретически могли бы экспонировать свои «новинки», в большинстве своем в «Консумэкспо» не участвуют. Опубликованный список участников проекта подтверждает вышесказанное – в нем нет реальных новинок и инноваций, а большая часть представленных продуктов уже успела «засветиться» в других российских выставках.
Если говорить о составе участников, то в этом году можно с уверенностью сказать, что организаторам выставки как минимум удалось приостановить негативную для себя отрицательную динамику. В посудном сегменте в 2011 году будут представлены большинство «якорных» экспонентов, участвовавших в прошлогодней «Консумэкспо» - «Пилот МС», триумвират «Алко-Поливалент-Регент Казалинги Рус», «Алекс-трейд», «Нева-металл-посуда», «Богемия-люкс-посуда», «Спецторг», «ЭНС Групп» и многие другие. Формирование состава участников организаторами еще ведется и можно ожидать, что в последние дни решение об участие в выставке примет еще кто-то из крупных игроков.
Как обычно, значительную часть павильона «Форум» займут зарубежные компании. В этом году, как и в прошлом, большинство иностранных участников в сегменте посуды будет из Китая. Примечательно, что случаи повторного участия в «Консумэкспо» для иностранцев единичны и загадка о том, в чем же состоит коммерческий интерес довольно массового участия в данной выставке для китайских производителей и торговых компаний, вновь обещает остаться неразгаданной.
Можно надеяться, что посещаемость «Консумэкспо 2011» не претерпит негативных изменений. Несмотря на то, что Москву в последнее время лихорадит от пробок и уличных беспорядков, вряд ли эти факторы способны отпугнуть профессиональных посетителей выставки. Для удобства посещения удобнее всего воспользоваться электронной регистрацией – она уже открыта на официальном сайте «Консумэкспо».