Несколько дней назад на сайте Лысьвенского металлургического завода появилась информация о том, что покупателям была отгружена первая партия чугунной посуды, пилотные образцы которой были презентованы совсем недавно на весенней выставке HouseHold Expo 2011. Даже с учетом того, что речь идет пока о пробной минимальной партии количеством всего 500 изделий, событие является знаковым. Впервые за многие годы появилась надежда на то, что в России наконец появится доступная отечественная чугунная посуда. Трудностей в настоящее время у ЛМЗ наверняка хватает – производство посуды из чугуна является довольно сложным делом, и его наладка требует времени. Ситуация осложняется и тем, что литейщики завода не имеют опыта в производстве посуды и пока перед ними стоит задача свести процент продукции с дефектами до 7%. Но если ЛМЗ пройдет этот путь до конца и сумеет наладить производство, в ближайшие годы рынок посуды из чугуна может заметно измениться.
Общая ситуация на рынке чугунной посуды для Лысьвенского металлургического завода довольно благоприятна. По итогам прошлого года объем рынка посуды из чугуна без эмалевого покрытия по нашей оценке составил примерно 900 – 950 тыс. изделий. Несмотря на то, что чугунная посуда традиционно популярна в России, ее по-прежнему нелегко найти на полках магазинов. Поставщики посуды дешевого сегмента традиционно испытывают сложности с тем, чтобы наладить регулярные поставки, а импортеры и производители посуды среднего и премиум-сегментов редко когда могут на равных конкурировать за место на полках с алюминиевой посудой и посудой из нержавеющей стали. Среди сегментов рынка, сильно пострадавших от кризиса, посуда из чугуна оказалась на одном из первых мест и только ко второй половине 2010 года ситуация стала нормализовываться.
Тем не менее, рынок чугунной посуды по-прежнему остается довольно привлекательным и обладающим определенным потенциалом. На нем нет безусловных фаворитов, нет и каких-либо особых барьеров для новых игроков. Неудовлетворенность спроса гарантирует внимание оптовиков и розницы практически к любой новой марке и к любому новому продукту. Среди конечных покупателей чугунной посуды есть представители социальных групп с различными доходами, что дает компаниям возможности по маневру в выборе ценового сегмента. Жесткая ценовая конкуренция, присущая другим, более конкурентным рынкам, когда новые поставщики для того, чтобы заявить о себе, делают предложение на 20-30% ниже среднерыночного, в сегменте чугунной посуды отсутствует.
Другой фактор, который может благоприятствовать чугунной посуды из Лысьвы – это консервативность и, если можно так выразиться, «патриотизм» покупателей. Большинством потребителей чугунная посуда воспринимается как часть традиционного уклада, распространенного на территории России, и в этом смысле сковорода или кастрюля российского производства будет в гораздо большей степени соответствовать стереотипам покупателей, нежели импортная.
Как видно из первых поставок, посуда из чугуна от ЛМЗ будет ориентирована на покупателей с невысокими доходами. Сегодня это самый массовый сегмент рынка, довольно сложный, но и самый привлекательный. Потенциальных конкурентов у ЛМЗ довольно много, но у всех у них есть и слабые стороны. В первую очередь среди конкурентов следует отметить белорусского производителя, «Слуцкий завод «Эмальпосуда». Это предприятие имеет давние традиции производства и широкую, хотя и неорганизованную, сеть дистрибуции. Сегодня долю «Слуцкого завод «Эмальпосуда» на российском рынке чугуна без покрытия можно оценить в районе 7%. Его продукция имеет неплохое качество, соответствующее довольно строгим белорусским нормам и очень привлекательную цену. Кроме того, в ассортиментном портфеле этого завода довольно много уникальных изделий, не имеющих аналогов на рынке. Однако выпуск чугунной посуда не является приоритетом для завода, что оборачивается сложностями в ее приобретении. Также завод не имеет на территории России прозрачной системы дистрибуции, цены у разных оптовиков могут отличаться едва ли не в разы, практически отсутствует какая-либо рекламная и маркетинговая поддержка. Кроме того, совсем скоро «Слуцкий завод «Эмальпосуда» ждет приватизация, и как появление новых собственников скажется на политике завода применительно к производству чугунной посуды, пока предугадать довольно сложно.
Другим потенциальны конкурентом лысьвенской посуды является Китай. В дешевом сегменте чугунной посуды на долю китайских производителей приходится сегодня более 90% рынка. Китайская продукция благодаря использованию различных схем может быть очень недорогой, однако с ее качеством все несколько сложнее. Часть российских импортеров ориентируется, прежде всего, на низкую цену, что приводит к появлению на рынке большого количества довольно непрезентабельной продукции с сомнительными функциональными качествами. К безусловным недостаткам можно отнести и отсутствие какой-либо информации о том, из какого сырья и материалов производится чугунная посуда в Китае, что не может не вызывать подозрения в ее безопасности у конечных покупателей.
Тем не менее, гибкость китайских производителей и довольно большой опыт взаимодействия с европейскими заказчиками делает их самыми серьезными конкурентами. Уровень российских импортеров, работающих с чугуном, растет, хотя и медленными темпами. Как правило, все они имеют хорошие сети дистрибуции, а накопленный опыт позволяет им постепенно решать вопросы и с логистикой, и с адаптацией китайской посуды к запросам российских потребителей, и с позиционированием посуды на рынке. Если предположить, что ЛМЗ удастся освоить массовое производство чугунной посуды, именно китайский чугун станет основной проблемой для завода, решать которую придется с помощью самых разных инструментов.
Комментарии
Слуцкий чугун имеет не только не прозрачную систему дистрибуции на территории РФ, но и реальной калькуляции себестоимости, в которой достаточно четко просматривается коррупционная составляющая. Кроме того производственные возможности этого предприятия достаточно ограничены. Поэтому в перспективе этот актив скорее всего ни как не повлияет на расклад российского рынка чугунной посуды.