Праздник каждого десятого хабаровчанина.

День Торговли - праздник особенный. В Хабаровском крае в этой сфере работают около 100 тысяч человек. То есть примерно каждый десятый житель края. А поскольку существовать без потребителей торговля не может, то праздник этот можно считать народным. Подтверждением тому - его история.

В 1966 году президиум Верховного Совета СССР определил праздничным днем работников торговли четвертое воскресенье июля. Но в 1988 году он был перенесен на третье воскресенье марта. Однако мартовский профессиональный праздник так и не прижился, а страна по-прежнему отмечает его в разгар лета.
С какими результатами встречает этот день торговля Хабаровского края, мы попросили рассказать начальника управления потребительского рынка министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Александра Яца.

О том, что потребительский рынок в последнее время стремительно развивается, говорить не приходится, это видно невооруженным глазом. А вот как это выглядит в цифрах?
На начало 2008 года в крае насчитывалось 6,5 тысячи предприятий стационарной розничной торговли, 1,5 тысячи предприятий общественного питания и 32 розничных рынка. Только за последние шесть месяцев появилось 115 объектов розничной торговли. Оборот розницы за этот период составил почти 44 миллиона рублей, это на 102 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Причем анализ этот делался в сопоставимых ценах.
Преобладающее место на рынке занимают продовольственные товары. Они составляют 53,3 процента рынка, все остальное соответственно принадлежит непродовольственным товарам.
Развитие потребительского рынка в первую очередь положительно влияет на экономику края. В прошлом году поступления налоговых платежей в краевой бюджет составили 2373,3 миллиона рублей. В 2008 году - более 1315 миллионов рублей, что на 121,3 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
- Торговля растет вширь. А как насчет качества?
- Сначала количество, а потом качество - это закон развития экономики. Поэтому в этом смысле прогресс, можно сказать, только начался.
Если взять качество обслуживания потребителей и качество товаров и услуг, то здесь особенно похвастать нечем. Во-первых, из-за серьезного кадрового дефицита. Особенно в продовольственной сфере. Профессиональных продавцов, например, у нас выпускают всего два училища, и, по статистике, только 20 процентов готовых специалистов идут работать в торговлю.
Отсюда и многие проблемы. Профессиональный продавец должен разбираться в очень многих нюансах, касающихся хранения, сортировки, сроков реализации, оформления и так далее. Это целая наука. Тем более, что сегодня торговля выходит на такой уровень, когда оптовики или производители четко контролируют, как товар реализуется в рознице. Любое несоблюдение правил может негативно сказаться на конкурентоспособности торговой точки.
Впрочем, некоторые крупные предприятия сегодня решают кадровую проблему самостоятельно, обучают работников, постоянно проводят курсы повышения квалификации, мастер-классы. На семинарах с участием профессиональных психологов продавцов учат, например, не только терпимости по отношению к покупателям, но и тому, как самим уберечься от стресса.
Что же касается организации торговых процессов, то тут явные тенденции к усовершенствованию. Наряду с крупноформатными предприятиями растет число фирменных, специализированных и узкоспециализированных магазинов. Развивается сетевая торговля, все больше появляется предприятий, работающих на условиях франчайзинга.
В первом полугодии 2008 года введены в эксплуатацию крупные торговые центры «Посуда Центр», «Новый квартал» в Хабаровске. В Комсомольске открылся торговый центр «Ассорти», в Амурске - «Зеркальный», «Телец» - в Советской Гавани, в районе имени Лазо - торговый центр потребительского общества, в Николаевске-на-Амуре - магазин-склад.
Продолжается формирование крупных торговых сетей, таких, например, как «Самбери», «Три Толстяка», «Бегемот», «Монетка», «Супер Гуд», «Тайм», «Канцтовары». В настоящее время в крае работают 98 предприятий, торговая сеть которых составляет 443 магазина с торговой площадью 61 тысяча квадратных метров.
Число магазинов, работающих по типу самообслуживания, с начала 2007 года увеличилось почти в два раза.
- В некоторых микрорайонах Хабаровска складывается странная ситуация: сразу несколько магазинов сотовой связи или, например, ювелирных и ни одного продуктового. Вопрос целесообразности размещения торговых точек как-то регулируется?
- Увы, нет. В советские времена существовал норматив, согласно которому при застройке района четко рассчитывалось, сколько там должно быть продуктовых, непродовольственных магазинов, аптек, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, отделений банка, почты. По социальному нормативу на 1000 жителей должно было приходиться не менее 250 квадратных метров торговых площадей.
Кстати, сегодня на 1000 жителей Хабаровского края приходится 434 квадратных метра торговых площадей, в Москве - 520 квадратных метров, в Америке - 1300.
Теперь никакой законодательной базы, позволяющей контролировать целесообразность размещения торговых точек, нет. Застройщик строит объект и продает площади тому, кто их покупает, а чем он там будет торговать - никому не интересно. Основным регулятором тут должна быть конкуренция. Что и происходит. Обратите внимание, что некоторые магазины открываются, потом закрываются, на их месте появляются новые, с другим товаром. Если на одной улице появятся 10 продуктовых точек, рано или поздно станет ясно, что всем не «выжить».
- В больших городах налицо переизбыток торговых предприятий, а как обстоят дела в небольших населенных пунктах края?
- Дело в том, что по закону строительство, в том числе и торговых объектов, в муниципальных образованиях ведется либо коммерческими компаниями, либо за счет местных бюджетов. Но частные застройщики предпочитают вкладывать деньги в крупных городах, а у муниципалитетов на строительство просто нет средств. Отсюда и дефицит торговых площадей. В Москве, например, торговые объекты возводятся за счет государственных средств, в том числе оптовые базы, которые позволяют, кстати, регулировать ценовой вопрос.
- А почему это невозможно у нас?
- У нас в крае ценообразование полностью зависит от оптовиков, которые вправе устанавливать на свой товар какие угодно цены, что в конечном итоге сказывается на ценообразовании в рознице. Вспомните, как этой весной из-за проблем с доставкой взлетели цены на китайские овощи. Страхуясь от возможных убытков, оптовики резко подняли отпускную цену на этот товар. Соответственно все подорожало и в магазинах, ведь розница «пляшет» от оптовых цен.
Розничные торговые надбавки по закону государство может регулировать только в районах Крайнего Севера. Остальные могут их устанавливать по своему усмотрению. Но тут регулятором выступают потребительский спрос, конкуренция. Поэтому торговая надбавка сегодня в крае составляет в среднем 30 процентов.
Если бы в Хабаровском крае были муниципальные оптовые базы, это позволило бы решить многие проблемы потребительского рынка.
- По закону регулировать торговую надбавку государство может только в районах Крайнего Севера, но на севере Хабаровского края цены на продукты питания ужасают...
- Все упирается в транспортные расходы. Представьте себе: доставка одного килограмма груза в Аян или Охотск стоит сегодня 200 рублей. И ведь цены на топливо еще будут расти... Вот и считайте: на оптовой базе в Хабаровске килограмм капусты стоит 15 рублей, в Охотске он уже должен стоить 215 рублей, плюс торговая надбавка - предприятие не может работать себе в убыток.
Дело в том, что до 1993 года транспортные расходы в районы Крайнего Севера компенсировались из государственного бюджета. Сегодня в правительстве Хабаровского края рассматривают вопрос создания финансового фонда для этих целей. Требуется 142 миллиона рублей в год только для Охотского района, возможно, эти деньги будут выделяться из краевого бюджета.
- Есть мнение, что сфера общественного питания у нас в крае развивается не достаточно динамично.
- Не согласен. Давайте посчитаем. В 2007 году сеть предприятий общественного питания увеличилась на 9 единиц, а в первом полугодии 2008 года уже открылось 14 кафе, ресторанов и закусочных. Всего их в крае на сегодняшний день 1492.
Причем рассчитаны они на разные группы потребителей. Формируется сегмент общедоступных специализированных предприятий, расположенных в местах массового пребывания людей - культурно-развлекательных центрах, оздоровительных комплексах, парковых зонах.
Расширяется и спектр дополнительных услуг предприятий общественного питания. Например, многие фирмы осуществляют доставку продукции на дом, к месту работы или учебы, сегодня еду можно заказать по телефону.
Качество услуг постоянно растет. По итогам 2007 года семь предприятий стали лауреатами региональной премии «Дальневосточное гостеприимство». Это рестораны «Эль Ранчо» (ООО «Мир кофе»), «Марракеш» (ООО «Айсберг»), «Трактир» (ООО «Хабторгфинсервис»), «Режент» (ООО «Режент»), сеть кофеен ООО «Самар», кафе «Ла Вита».
Организация питания учащихся общеобразовательных учреждений края находится под особым контролем нашего министерства, так как в этой отрасли все еще очень много проблем. Столовых в школах стало на 35 меньше. Сейчас их 392. Горячее питание есть в 388 школах, в 9 учащимся предоставляется только буфетная продукция, 9 малокомплектных школ питания вообще не обеспечивают, так как по проекту в них не было предусмотрено помещений под буфет или столовую.
Решением совместной с министерством образования коллегии создан краевой государственный совет, в ведении которого в том числе вопросы организации школьного питания. Он рассматривает все проблемные вопросы, разрабатывает стратегию их решения.
- В прошлом году появился новый закон о розничных рынках, как это отразилось на рыночной торговле края?
- В 2007 году в крае была принята нормативная база, регулирующая работу розничных рынков. Утверждены план организации, порядок заключения договоров о предоставлении торговых мест, основные требования к торговому месту, порядок формирования и ведения реестров рынков, требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений. Планом организации розничных рынков в крае предусмотрено 35 рынков. 32 из них уже действуют, 3 - планируется построить.
В сравнении с 1 января 2007 года количество рынков уменьшилось на 15 единиц: 11 переведены в другие форматы работы, 4 - ликвидированы как не соответствующие статусу рынка.
- Александр Петрович, подводя итог нашей беседы, что бы вы хотели пожелать в этот праздничный день работникам торговли?
- Роста продаж, стабильности и процветания бизнеса, здоровья, благополучия. Пусть все ваши замыслы успешно реализуются на благо жителей нашего края.

Оксана Омельчук, газета "Тихоокеанская звезда"