Открытое письмо Президенту РФ от промышленников фарфоро-фаянсовой и майоликовой отрасли по вопросам выживания отрасли

7 июня 2010 г. в Ликино-Дулёво на территории Дулёвского фарфорового завода прошло первое в истории современной России совещание руководителей предприятий фарфорово-фаянсовой и майоликовой отрасли страны. На встречу собрались представители уцелевших производителей керамических изделий бытового назначения: посуды, цветочной группы, изделий садово-парковой группы, сувенирной продукции.

В ходе совещания обсуждались насущные проблемы отрасли и варианты выхода из сложного положения предприятий, которые сумели выжить в условиях “дикого” рынка и продолжают бороться за своё существование. Результатом данного мероприятия стало открытое письмо Президенту РФ, полный текст которого мы и публикуем.

Открытое письмо Президенту Российской Федерации
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
от промышленников фарфоро-фаянсовой и майоликовой отрасли
по вопросам выживания отрасли

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Изделия фарфоро-фаянсовой и майоликовой отрасли издавна являлись одной из визитных карточек нашей страны: Гжель, Дулево, Вербилки и другие производители, широко известны за пределами нашего государства. Однако, сегодня, отрасль переживает далеко не лучшие времена своей более чем двухсотлетней истории. Начиная с 90-х годов объемы производства отрасли сократились в 15,5 раз! Доля нашей продукции на отечественном рынке в 2009 году составила лишь 14 % от общего объема потребления. Такие данные обращают на себя внимание как сигнал о возможности скорой и неминуемой гибели некогда мощной и устойчивой отрасли страны. При этом с 2004 года импорт керамической продукции в Россию возрос на 89% (для справки из: Китая — 69,81%, Украины — 8,56%, Белоруссии — 6,93%). За последние 2 года закрылись такие гиганты фарфоро-фаянсовой промышленности как Конаковский фаянсовый завод (самый крупный в СССР фаянсовый завод численностью работников 5000 человек, два года не доживший до своего 200-летия), Бугульминский фарфоровый завод, Богдановичский фарфоровый завод - это только крупные заводы с численностью более тысячи человек. Люди потеряли работу в небольших городах, в которых проблема занятости стоит очень остро! И проблема не только в уровне управления, а, безусловно, в том, что в сложившихся экономических условиях наша отрасль стала неконкурентоспособной в сравнении не только с производителями из Китая и стран Юго-Восточной Азии, но даже в сравнении с предприятиями Украины и Белоруссии.

В июне этого года состоялся съезд руководителей уцелевших отечественных предприятий фарфоро-фаянсовой и майоликовой отрасли, в ходе которого было принято решение обратиться к Вам с открытым письмом, в котором будут изложены предложения по стратегии спасения оставшихся предприятий и их трудовых коллективов!

Причины такого катастрофичного положения дел в нашей отрасли заключаются в следующем:

1. Высокая себестоимость продукции, постоянный рост которой происходит из-за роста тарифов на одну из её основных составляющих - электроэнергию и газ, что, кроме того, по цепочке приводит к росту стоимости сырья и отопления в зимний период. Тарифы на эти энергоносители растут в разных регионах страны неодинаково, но усреднённая цифра ежегодного прироста по нашим данным составляет от 15 до 40% (эти данные получены из отчетности наших предприятий). В связи с этим, чтобы выжить, мы вынуждены поднимать цены на свою продукцию на 10-20% ежегодно, что в свою очередь неуклонно приводит к сокращению рынка потребления, так как конкуренты-импортеры аналогичного товара прибавляют не более 2-5% в год. Для сравнения: стоимость 1 кВт в Китае для промышленности не превышает 0,30 руб., в Украине — 1,62 руб., в России (в зависимости от региона) — 2,11-3,65 руб. При этом в среднем шесть-семь месяцев в году длится отопительный сезон, добавляющий существенную сумму фиксированных расходов в структуре нашей себестоимости. У предприятий Китая и Юго-восточной Азии такой статьи расходов просто нет, а предприятия Украины и даже Белоруссии располагаются в более теплой климатической зоне, что автоматически позволяет им, в сравнении с нашими предприятиями, снизить затраты на отопление;

2. В связи с тем, что ручной труд преобладает в структуре производства, другой значительной составляющей себестоимости является заработная плата и отчисления с нее. Для сравнения мы можем представить показатели заработной платы в фарфоро-фаянсовой и майоликовой отраслях стран конкурентов (в сопоставимых единицах): Китай — 3 т.р., Украина — 6,5 т.р., РФ — 9-12 т.р.

3. Закупочная стратегия торговых организаций. Отсрочка платежа, которая в иных случаях доходит до 120 дней, высокие скидки от цены производителя, «входные билеты», всевозможные бонусы и «откаты». Хочется особо отметить, что в работе, например, с китайским производителем, все происходит с точностью до наоборот - торговая компания перечисляет аванс от 10 до 50%, потом исправно ожидает исполнения заказа в течение 45-90 дней, после чего оплачивает оставшуюся часть суммы и только после получения 100% предоплаты продукция отгружается в адрес российской торговой организации. В итоге, фактически происходит кредитование китайских предприятий за счет отечественных производителей, потому что крупные торговые организации работают с нами только на условиях отсрочки платежа. При этом хочется особо обратить ваше внимание на тот факт, что проведенные нами в независимых лабораториях исследования образцов продукции наших конкурентов, имеющей сертификаты соответствия, показывают превышение содержания опасных веществ в посуде иностранного производства (Приложение 3, стр. 18);

Высокая степень износа оборудования и высокие процентные ставки за кредит на его обновление – ещё два мощных фактора. Средняя процентная ставка по кредитам в Китае значительно ниже, кредиты доступны на более длительный срок, а экономическая модель не только генерирует создание любых необходимых производств, но и обеспечивает их перевооружение в соответствии с требованиями рынка. При этом не только в Китае, но даже в Белоруссии, предприятиям нашей отрасли оказывается прямая государственная поддержка путем долгосрочных беспроцентных кредитов на перевооружение и другими мерами. Мы не откроем секрет, сказав, что в нашей стране все наоборот, предприятия кредитуются неохотно и дорого, а воспользоваться кредитными ресурсами рискованно и сложно. Кроме того, при проведении технического перевооружения, возникают значительные суммы платежей в сторону государственных природоохранных учреждений, уже на стадии разработки проектной документации, что зачастую является непосильным бременем для предприятия и откладывает его модернизацию на неопределенный срок;

4. Низкая, в сравнении с рублем, стоимость национальных валют стран-конкурентов. Наиболее ярким примером планомерного исполнения политики поддержки производителя путем занижения котировки национальной валюты безусловно является правительство Китая, которое многие годы сдерживало ее рост мерами государственного регулирования и пошло на незначительную ревальвацию национальной валюты только в текущем году после почти десятилетнего давления со стороны США и ЕС. В нашей стране курс национальной валюты в сложившейся ситуации является губительным для отечественного производителя, особенно для предприятий с высокой долей ручного труда в структуре производства;

5. В значительной степени усугубляет описанную ситуацию исчезновение в законодательстве Российской Федерации определения фарфоро-фаянсовой и майоликовой отрасли как единой отрасли промышленности, что произошло после распада СССР и введения действие с 01.01.1994 г. Классификатора ОКВЭД. Ранее выработка государственной политики по нашей отрасли являлась сферой деятельности государственных органов, отвечающих за легкую промышленность. В частности, в СССР за данную сферу деятельности отвечало Министерство легкой промышленности СССР, причем производство фарфора являлось самостоятельной отраслью промышленности. Производство санитарно-технических изделий из фарфора в настоящий момент, в соответствии с положениями п.11 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 переданы в ведение Министерства регионального развития Российской Федерации (в составе промышленности строительных материалов). Производство же хозяйственных керамических изделий не было отнесено ни к одному ведомству. В соответствии с ОКВЭД хозяйственная деятельность наших заводов относится к группе обрабатывающей промышленности. Руководство ЗАО «Фарфор Вербилок» и ПК «Дулевский фарфор» уже обращалось с письмом на имя Заместителя Председателя Правительства РФ – руководителя Аппарата Правительства г-на Собянина С.С. (Приложение 1, стр. 4), однако из Аппарата Правительства РФ оно было направлено в Минэкономразвития и до настоящего времени никакого отклика на письмо не поступило. Мы также обращались и в Минрегионразвития (Приложение 2, стр.2) и в Минпромторг (Приложение 4, стр.1), к чьей сфере регулирования относится в настоящее время легкая промышленность, однако, ни одно из этих министерств Российской Федерации не относит к своей сфере регулирования производство фарфоровой декоративной продукции, кухонной посуды и иной не сантехнической фарфоровой продукции. Указанное обстоятельство является дестабилизирующим фактором для всей отрасли, т.к. отсутствуют вертикальные связи с исполнительными органами государственного регулирования, позволяющие вырабатывать стратегию сохранения и развития отрасли в целом.

Подводя итог всему вышесказанному мы можем заключить, что условия нашей работы просто не сопоставимы с условиями работы наших основных конкурентов – не только производителей Китая, Юго-Восточной Азии, но даже предприятий Украины и Белоруссии и для того чтобы сохранить и развить отечественные производства требуется принятие срочных мер.

В связи с изложенным, с целью защиты экономических интересов Российской Федерации по сохранению фарфоровой и майоликовой отрасли промышленности, а также в связи с угрожающе возросшим импортом аналогичной продукции иностранного производства, предлагаем:

1. Ограничить рост тарифов естественных монополий для производственных предприятий до 10% в год;
2. Разработать новый формат налогообложения для производственных предприятий, в структуре которых преобладает ручной труд. Что позволит снизить налоговую нагрузку в целом на предприятия малого и среднего бизнеса, занятые в сфере производства.
3. Внести поправки в Закон о государственном регулировании торговли, не позволяющий торговым организациям работать с отечественными производителями непродовольственных товаров на условиях отсрочки платежа, срок которой превышает 21 день;
4. Создать государственный фонд кредитования предприятий легкой промышленности в рамках государственной программы развития отрасли;
5. Руководствуясь положениями Федерального Закона «О таможенном тарифе» и Федерального Закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ввести специальную защитную меру в виде установления сроком на 4 года дополнительной специфической пошлины на импортируемую фарфоро-фаянсовую и майоликовую продукцию в размере 5,8 (пять и восемь десятых) доллара за 1 (один) килограмм ввозимой продукции;
6. В рамках государственной программы поддержки отечественного производителя провести плановую девальвацию рубля;
7. Создать программу восстановления и развития предприятий легкой промышленности и отнести фарфоро-фаянсовую и майоликовую отрасль к данной промышленности, а по ведомственной подчиненности включить в сферу ответственности Министерства промышленности и торговли РФ.

Мы уверены что введение предложенных мер, существенно изменит сложившуюся ситуацию в нашей отрасли, поможет восстановить былую славу отечественных керамических предприятий и создать дополнительные рабочие места во многих городах, где наши предприятия по-прежнему являются одними из градообразующих.

Приложение:

1. Письмо от 11.09.2009 г. на имя Заместителя Председателя Правительства РФ – Руководителя Аппарата Правительства РФ г-на Собянина С.С. (Приложение 1, стр. 4)

2. Письмо 11299-СМ/08 от 17.04.2009 г. от Минрегионразвития (Приложение 2, стр.2)

3. Сертификат соответствия 8590150, Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.01.16.590.П.011127.02.08 от 19.02.2008 г., Протоколы испытаний № 1630-1-09, 1632-1-09, 1633-1-09, 1634-1-09 от 29.010.2009 г. (Приложение 3, стр. 18)

4. Письмо 19-781 от 13.04.2009 г. от Минпромторг (Приложение 4, стр.1)

Директор ЗАО «Аксинья»,
Ростовская обл. (390 работников) И.Н.Бондарева

Директор ООО «Борисовская керамика»,
Белгородская обл. (200 работников) К.А.Хлебников

Директор ООО «Воронежский завод бытовой керамики»,
Воронежская обл. (85 работников)
В.А.Швейбиш

Директор ПК «Дулевский фарфор»,
Московская обл. (1650 работников)
Н.Н.Захарова

Генеральный директор ОАО «Керамика»,
Удмуртская республика (100 работников)
И.А.Крысов

Генеральный директор ЗАО «Кисловодский фарфор-Феникс»,
Ставропольский край (180 работников) Н.П. Лобжанидзе

Директор ООО «Комтех»,
Кировская обл. (100 работников)
В.М. Али-заде

Директор ООО «Кунгурская керамика»,
Пермский край (150 работников)
С.В. Кропотин

Директор ООО ДО «Промыслы Вербилок»,
Московская обл. (330 работников) Г.В.Беляков

Директор ПК завод «Псковский гончар»,
Псковская обл. (170 работников)
А.А.Моисеев

Директор ООО «Рамоньская фабрика художественной керамики»,
Воронежская обл. (50 работников) А.П.Жданов

Генеральный директор ОАО «Речицкий фарфоровый завод»,
Московская обл. (170 работников)
А.И.Курлаев

Генеральный директор ЗАО «Скопинская художественная керамика»,
Рязанская обл.(160 работников)
В.Д.Телышев

Генеральный директор ОАО «НХП «Тарусский художник»,
Калужская обл. (50 работников)
Е.В.Ситников

Директор ООО «ПКФ «Фарфор»,
Калужская обл. (50 работников) В.Е.Никитин