Индекс потребительской уверенности в России растет

Федеральная служба государственной статистики представила итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2012 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2012г. по сравнению с IV кварталом 2011г. вырос на 2 процентных пункта и составил (-5%).

овышение уровня индекса потребительской уверенности обеспечивалось ростом индексов ожидаемых и произошедших изменений в личном материальном положении и индекса ожидаемых изменений в экономике России. Индексы произошедших изменений в экономике России и благоприятности условий для крупных покупок остались практически без изменений.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу повысился по сравнению с IV кварталом 2011г. на 3 процентных пункта и составил 4%.

Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 26% опрошенных (в IV квартале 2011г. - 22%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, составила 17% (в IV квартале 2011г. - 19%).

Индекс произошедших изменений в экономике России по сравнению с IV кварталом 2011г. не изменился и составил (-3%).

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 21% (против 22% в IV квартале 2011г.), доля отрицательных оценок составила 23% (против 25% в IV квартале 2011г.), 55% респондентов считают, что экономическая ситуация в России по сравнению с IV кварталом 2011г. не изменилась.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с IV кварталом 2011г. поднялся на 3 процентных пункта и составил (-0,1%).

Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 16% (в IV квартале 2011г. - 14%), ухудшится - 15% (в IV квартале 2011г. - 17%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении возрос до (-4%), что выше уровня IV квартала 2011г. на 3 процентных пункта. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличилась по сравнению с IV кварталом 2011г. на 3 процентных пункта и составила 17%. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, уменьшилась на 3 процентных пункта и составила 23%.

Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с IV кварталом 2011г. наблюдалось во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет - на 1 процентный пункт, у лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (50 лет и старше) возраста - на 2 процентных пункта.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом возрос у молодежи с 7% до 9%, у лиц среднего возраста - с (-0,7%) до 3%, у лиц старшей возрастной группы - с (-2%) до 2%.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Источник - http://www.gks.ru/