Межсезонье

Рынок посуды с начала года изменился значительным образом, в основном из-за кризиса, случившегося в мировой экономике и не обошедшего стороной Россию. Если ранее основной стратегией, позволявшей добиваться успеха в торговле посудой, была стратегия экстенсивного развития, которая в условиях растущего спроса позволяла развиваться быстрее конкурентов за счет более высоких темпов увеличения клиентской базы, расширения ассортимента и географии продаж, сегодня замедление темпов роста рынка (а в некоторых случаях и его падение) требует новых подходов.

Основным трендом первой половины 2008 года следует считать значительное замедление темпов роста спроса на посуду (а в некоторых сегментах - и его сокращение). Причины этого достаточно очевидны – значительный рост цен на продовольствие вызвал сокращение свободных денежных средств у домашних хозяйств, которые тратились на покупку сопутствующих товаров, в том числе и посуды, сильно сократилась доля импульсивных покупок.

Эта ситуация повлекла неизбежные проблемы для всех игроков посудного рынка: образование излишних товарных запасов, повышение оборачиваемости товара, ухудшение показателей ликвидности и нехватка денежных средств. Ситуацию также ухудшил довольно значительный рост цен, как на импортируемые товары, так и на продукцию отечественных производителей. Особенно это заметно в нижнем и среднем ценовых сегментах, спрос на посуду в которых традиционно чувствителен к изменениям цены.

Справедливости ради нужно отметить, что российский рынок, по сравнению с европейским (где инфляция, кстати, ниже), более благоприятный с той точки зрения, как себя ведут потребители. В Европе при ухудшении экономических показателей покупатели стараются меньше тратить и больше копить, в России же тревожные ожидания в силу исторических причин связаны именно с обесцениванием денег, и объемы потребления за счет этого падают не столь значительно.

Однако изменение динамики рынка посуды требует новых подходов к повышению эффективности деятельности предприятий. В первую очередь наиболее актуальной для всех предприятий, вовлеченных в торговлю посудой (за исключением производителей-монополистов), становится повышение собственной конкурентоспособности. По прогнозам экспертов инфляция в 2008 году составит не менее 15% и в этих условиях на рост рынка посуды, который происходил в предыдущие годы, рассчитывать не приходится. И основным резервом роста становится конкурентная борьба, обострение которой, с одной стороны, представляется неизбежным процессом, а с другой – требует значительных финансовых и организационных ресурсов. В условиях, когда игроки ослаблены не очень позитивными результатами первой половины 2008 года, основным резервом становится совершенствование собственной деятельности. Цена успеха будет достаточно высока – для многих предприятий предстоит борьба за выживание на рынке.

Один из основных ресурсов в конкурентной борьбе – маркетинговая составляющая. Метод проб и ошибок в настоящих условиях становится слишком дорогим инструментом. На смену ему должно прийти более тщательное изучение клиентов и конечных потребителей. Также представляется, что до сих пор не достаточно используется рекламная составляющая, без которой (как показывают положительные примеры таких торговых марок, как Tefal и Scovo) претендовать на лидерство становится сложным.

Другой ресурс – совершенствование бизнес-процессов в организациях (закупок, логистики, системы мотивации, автоматизации учета и т.д.). Если ранее внедрением современных технологий управления занимались наиболее «продвинутые» игроки, то в новых условиях эти действия должны будут предпринять все предприятия, которые хотят остаться на рынке.

Финансовая составляющая, как и прежде, будет играть важную роль. Инфляция и кризис в банковской сфере привели к тому, что начался процесс удорожания банковских кредитных ресурсов. Больше всего от этого могут пострадать оптовые компании. Сети, традиционно кредитующиеся у своих поставщиков, наверняка продолжат увеличивать требования по глубине отсрочки платежей, а производители в условиях ежедневного роста цен на сырье и энергию не смогут (и вряд ли захотят) хотя бы частично взять на себя функцию финансирования поставок в сети. В этой связи интересными представляются попытки некоторых игроков (например, компании «Сибпластком-1») расширить сферу получения заемных денег за счет выпуска векселей и создания положительной кредитной истории.

Таким образом, осенне-зимний сезон обещает быть насыщенным событиями на рынке посуды. Наш журнал posudka.ru постарается держать своих читателей в курсе самых важных новостей.