Контрнаступление

Резкое падение курса рубля, которое наблюдается в последние месяцы, может существенным образом изменить расстановку сил на рынке посуды. Относительно стабильная ситуация, существовавшая в последние годы и характеризовавшаяся постепенным увеличением доли импорта в общих объемах продаж посуды, может смениться противоположной тенденцией. Уже в январе предварительные данные свидетельствуют о существенном снижение импорта посуды по сравнению с январем прошлого годом. С учетом временного лага, январские данные отражают только сложности, с которыми импортеры столкнулись в октябре-ноябре, а именно – проблемы с кредитованием импорта и непредсказуемость экономической ситуации и, следовательно, невозможность оценить динамику спроса. В ближайшие месяцы к этим факторам, ограничивающим импорт, добавится и увеличение стоимости продукции, закупаемой за рубежом.

В этой связи представляется интересным проанализировать, какие изменения на рынке посуды могут произойти в течение этого года при сохранении существующих тенденций: снижения курса рубля, сложности получения кредитов и отсутствия положительной динамики потребительского спроса. Речь идет прежде всего о том, насколько ситуация будет благоприятна для отечественных производителей посуды и каковы шансы структурных изменений в разных сегментах рынка посуды.

В сегменте кухонная посуды наилучшие позиции, на наш взгляд, имеют производители эмалированной посуды (речь, прежде всего, идет о лидерах рынка - заводах «АК ЛМЗ» и «Северсталь-Эмаль»). Несмотря на то, что в настоящее время оба предприятия сократили объемы производства, в скором времени можно ожидать некоторое повышение спроса на их продукцию. Прямые конкуренты, дистрибьюторы югославской и турецкой эмалированной посуды, вынуждены будут увеличить цены пропорционально увеличению курса валюты расчетов (доллара или евро). С учетом общей тенденции сокращения спроса на посуду среднего и «выше среднего» ценового сегмента, такое увеличение цен может заметно сказаться на спросе. Сложившая ситуация также может пойти на пользу украинским производителям - падение курса гривны оказывается еще более существенным по сравнению с рублем. В пользу российский предприятий также можно отнести их широкий ассортиментный ряд, включающий в себя продукцию разных ценовых категорий, что обеспечивает возможность применения гибкой маркетинговой и производственной политики.

Российские производители посуды с антипригарным покрытием в последние годы испытывали серьезное давление со стороны импортеров аналогичной посуды как европейских, так и китайских производителей. Рост доллара и евро и сокращение импорта может резко повысить конкурентоспособность антипригарной посуды отечественных заводов, в первую очередь тех, которые обладают производственными резервами для увеличения объемов производства.

В сегменте посуды из нержавеющей стали давно уже доминирует продукция импортного производства, и вряд ли соотношение сил кардинальным образом изменится. Ситуация для основного российского производителя, "Ашинского металлургического завода", осложняется тем, что сырье – нержавеющую сталь - они закупают за рубежом, а последние действия российского правительства по введению дополнительных барьеров импортерам стали вряд ли позволит им увеличить свою долю на рынке. Импортеры нержавеющей посуды также традиционно имеют некоторые резервы снижения стоимости за счет ввоза менее качественной продукции, что не могут себе позволить российские заводы. Наши потребители, в большинстве своем, не очень разбираются в качестве, поэтому этот метод часто пользуется успехом.

В сегменте столовой посуды в последнее время наблюдается тенденция увеличения доли продукции, произведенной в России, главным образом за счет постоянного увеличения производственных мощностей российского подразделения турецкого концерна Pasabahce. Наряду с другим крупным производителем – «Опытным стекольным заводом», данное предприятие давно уже не испытывает проблем со сбытом. Новая благоприятная ситуация может позволить российским заводам увеличить свою долю на рынке только в случае, если им удастся увеличить объемы производства. Для крупных международных концернов, таких как Arc International и Libbey, российский рынок представляется достаточно привлекательным и, скорее всего, дистрибьюторам будут предложены какие то дополнительные стимулы, позволяющие сохранить долю их продукции на российском рынке.

Противоположные тенденции наблюдались на рынке посуды из фарфора. Российское производство в последние годы постоянно сокращается. Вряд ли даже благоприятная рыночная конъюнктура может как-то изменить данную ситуацию. Большинство заводов выпускает продукцию на устаревшем оборудовании, которое не позволяет добиться уровня рентабельности, необходимого для качественных преобразований. В последнее время наметилась тенденция повышения внимания региональных властей к заводам, выпускающим фарфор, но вряд ли даже государственная поддержка может как-то оживить данную отрасль. Импортеры дешевого китайского фарфора имеют значительный запас прочности как по стоимости продукции, так и по возможностям обеспечить необходимые объемы. В несколько худшем положении окажутся импортеры продукции европейских фабрик, но не столько из-за конкуренции с российскими производителями, а из-за общего снижения спроса на продукцию среднего и высокого ценового сегментов и роста курса евро.

Дополнительная сложность, с которой могут столкнутся импортеры – ужесточение таможенной политики. Снижение бюджетных поступлений от внешней торговли может подтолкнуть процесс борьбы с серыми схемами, которыми пользуется большинство игроков. Хотя вероятность этого, с учетом опыта декларируемой борьбы с «серым импортом» достаточно низка, исключать такой вариант нельзя.

Эксперты прогнозируют, что позитивные последствия от снижения курса рубля российские производители начнут ощущать не раньше третьего квартала текущего года. С этого же времени можно ожидать и начало процесса импортозамещения.

© posudka.ru