Индекс потребительской уверенности российского населения снижается

Росстат представил итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2013 года, в соответствии с которыми индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2013г. по сравнению с III кварталом 2013г. снизился на 4 процентных пункта и составил (-11%) против (-7%).

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2013г. снизился до (-9%) против (-3%) в III квартале 2013 года.

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 14% опрошенных (в III квартале 2013г. - 18%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 28% (в III квартале 2013г. - 22%).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 6 процентных пунктов и составил (-13%) против (-7%) в III квартале 2013 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, сократилась до 12% (против 17% в III квартале 2013г.). В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 33% (против 27% в III квартале 2013г.). Считают, что экономическая ситуация в России не изменилась, 53% опрошенных.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2013г. снизился на 3 процентных пункта и составил (-5%) против (-2%) в III квартале 2013 года.

Улучшение своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев прогнозируют 12% респондентов (против 13% в III квартале 2013 года). Доля отрицательных оценок увеличилась до 19% (в III квартале 2013г. - 16%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 4 процентных пункта и составил (-10%) против (-6%) в III квартале 2013 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 13% (в III квартале 2013г. - 16%). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 29% (в III квартале 2013г. - 24%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 1 процентный пункт и составил (-19%) против (-18%) в III квартале 2013 года. Индекс благоприятности условий для сбережений опустился на 4 процентных пункта и составил (-36%) против (-32%) в III квартале 2013 года.

Индекс потребительской уверенности в IV квартале 2013г. по сравнению с III кварталом 2013г. снизился по всем возрастным группам населения: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более) - на 4 процентных пункта, а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 3 процентных пункта.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале 2013г. по сравнению с III кварталом 2013г. у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) снизился на 9 процентных пунктов, у лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего возраста (50 лет и более) - на 5 и 6 процентных пунктов соответственно.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Источник - http://www.gks.ru/