Время в современном мире течет довольно быстро и его скорость, применительно к рынку посуды, особенно хорошо заметна на выставке Ambiente. Карусель новых коллекций, трендов, идей каждый год раскручивается по-новому, вовлекая в свою орбиту производителей, дизайнеров, разработчиков продукции и покупателей.
Все посудные компании по-разному подходят к презентации новых коллекций. Для кого-то начало нового года (или даже сезона) - это повод кардинально обновить львиную долю ассортимента, запустить сразу несколько революционных коллекций. Для других, придерживающихся более консервативной политики, достаточно выводить на рынок одну - две новых коллекции. Есть и довольно равнодушные к требованиям моды компании (и, тем не менее, вполне успешные), для которых рестайлинг старой коллекции или запуск новой модели считается большим событием.
Всякий раз даже поверхностное знакомство с Ambiente дает много эмоций и пищи для размышления о том, какое ближайшее будущее ждет рынок посуды. Кроме того, эта выставка, в силу своей глобальности, фактически утверждает новые тренды в качестве доминирующих, а также подводит черту под актуальностью уже существующих тенденций.
Так, в этом году на Ambiente было совсем немного новинок кухонной посуды с керамическим покрытием. Похоже "керамическая лихорадка", подпитывавшая рынок посуды с 2009 года, закончилась, и мы теперь наблюдаем откат интереса к данной продукции. Как и ожидалось, непосредственное знакомство с керамической посудой далеко не у всех конечных потребителей вызывает положительные эмоции и желание повторной покупки. По мере исчерпания ресурса экстенсивного развития и притупления чувствительности покупателей к маркетинговой мифологии, связанной с темой безопасности, посуда с керамическим покрытием фактически пережила период бурного роста и сейчас на рынках разных стран спрос на нее оценивается в терминах от "стагнации" до "падения". Какое будущее будет у керамических покрытий, пока сказать трудно, но есть вероятность возвращения моды на нее в ближайшие несколько лет. Этому может способствовать либо решение проблемы с быстрой потерей керамикой антипригарных свойств (работы в этом направлении, судя по всему, продолжаются), либо появление новых подходов к позиционированию керамической посуды.
Пока же "керамика" постепенно отходит на периферию посудного рынка и остается интересным, в основном, лишь специализирующимся в этом сегменте компаниям, вроде GreenPan или Neoflam.
Продолжая тему антипригарных покрытий, следует назвать и главный тренд 2014 года - повальное увлечение производителей покрытиями с "каменным" декоративным эффектом. В общем, эта идея совсем не нова, отдельные коллекции и даже торговые марки с "каменным" покрытием (Ballarini Professional, Stoneline и т.д.) существуют уже не один год. До сих пор нельзя было сказать о том, что эта посуда вызывала какой-то уж сильный покупательский интерес, будучи, в общем, нишевым продуктом. В прошлом году "каменные" серии запустили несколько производителей, а в этом году эта посуда с довольно неожиданно приобрела повальную популярность.
Посуда с "каменным" покрытием была на стендах большинства производителей кухонной посуды самых разных стран: итальянских, немецких, китайских и корейских. Удивило и разнообразие вариантов ее оформления, объяснимое тем, что каждый из основных производителей покрытий (Dupont, Whitford, Weilburger Coatings и ILAG) предложил своим клиентам самые разные варианты цветового оформления "каменного" покрытия. Примечательно и то, что "каменный" эффект доступен сегодня для самых разных видов покрытия - будь то накатка или напыление, PTFE или "керамика".
Продолжая тему антипригарной посуды, отметим итальянскую компанию DOMO, представившую на выставке новую линию G ZERO посуды с собственным уникальным антипригарным покрытием Hoplon. Как следует из информации, представленной производителем, данное покрытие создано с использованием современных космических технологий. Оно отличается повышенной толщиной (более 100 микрон, что в три раза больше, чем толщина обычного антипригарного покрытия), а также необычной рельефной текстурой. Свойства покрытия делают его особенно устойчивым к царапинам и гарантируют очень долгий срок сохранения антипригарных свойств.
Вообще, говоря о сковородах, следует отметить то, что в моду снова входит практичность и сдержанность. В описании одной из новых линий Bialetti Leonardo Perfecta фигурирует выражение "новая классика", и его вполне можно рассматривать в качестве названия для актуального тренда. Многие новинки кухонной посуды 2014 года, особенно из среднего и премиального сегмента, имеют именно черное покрытие (как правило, топового уровня).
Яркая цвета внешних и светлые оттенки внутренних покрытий отходят, похоже, на второй план. Тем не менее использование цвета остается актуальным, но в очень небольших дозах. В качестве примера можно привести компанию ILAG, которая предложила разноцветное покрытие для защитных экранов ручек сковород. Цветными также могут быть кнопка или рычаг съемной ручки или другие небольшие детали изделий.
Интересной для посуды премиального уровня является идея расширения функциональности посуды с помощью использования электронных устройств. Так, компания Zepter представила новую концептуальную модель посуды Smart Multisystem, в которой термодатчик кастрюли имеет связь с пультом дистанционного управления и с индукционной плитой. Такая комбинация позволяет программировать и контролировать процесс приготовления пищи на расстоянии - контроллер сам напоминает о том, что еда приготовилась, или что температура внутри кастрюли выходит за рамки заданной и ее нужно прибавить или убавить.
Еще дальше пошла компания Fissler, представившая специальный девайс Vitacontrol, позволяющий управлять процессом приготовления пищи в скороварках vitavit® premium/edition посредством мобильных устройств. Vitacontrol довольно просто использовать - он крепиться на крышке скороварки и связывается по Bluetooth со смартфоном, сообщая о температуре нагрева, необходимости регулирования мощности конфорки или сигнализирует о том, что время приготовления подошло к концу. Программное обеспечение предоставляется бесплатно и включает в себя еще и множество полезных рецептов.
Свежую струю в сегменте кухонной посуды из нержавеющей стали внесла торговая марка Rondell, представившая новую коллекцию посуды Fancy, декорированную с помощью технологии объемного травления. У производителей посуды из нержавеющей стали часто возникает проблема с тем, что изделия разных марок очень похожи друг на друга, поэтому еще одна технология по созданию уникального внешнего вида продукции будет очень кстати.
Прошедшая Ambiente показала, что не теряет свой актуальности чугунная посуда. Так, уже упоминавшаяся нами компания Fissler, представила интересную линию чугунной посуды cook’n’serve. Каждое изделие, будь то сковорода или форма для пиццы, имеет специальную деревянную подставку для непосредственной подачи приготовленной пищи на стол. Дизайн в актуальном стиле rustic и продуманная функциональность наверняка сделают данную продукцию популярной как среди конечных потребителей, так и на рынке HoReCa.
Японская компания SANJO SPECIAL CAST CO., LTD, специализирующаяся на литье посуды из облегченного чугуна (именно чугуна, а не штампованной углеродистой стали, которую многие выдают за "облегченный" чугун), представила новинку - облегченные чугунные кастрюли с эмалевым покрытием Unilloy. Они сочетают массивные формы, присущие чугунной посуде с довольно приемлемым даже для женских рук весом.
Французская марка Staub представила новую цветную коллекцию чугунной посуды Cinnamon (корица), очень красивую и хорошо сочетающуюся с некоторыми другими, уже существующими коллекциями.
Вообще, говоря о цветах, используемых в разных видах кухонной посуды (прежде всего эмалированной и керамической), следует отметить, что в этом сезоне в моде натуральные оттенки, в то время как яркие "кислотные" цвета остались в прошлом.
Производители продолжают и эксперименты с формами посуды. В этой связи можно отметить компанию Silit, выпустившую новую серию посуды Quadro. Особая, квадратная форма кастрюль (но с закругленными углами) имеет несколько преимуществ - у нее больше объем по сравнению с традиционными цилиндрическими кастрюлями и ее удобнее хранить (в том числе и вкладывая изделия друг в друга). Наличие фирменного эмалевого покрытия Silargan, очень толстые стенки корпуса, возможностью использования на индукции и 30-летняя гарантия делают линию Quadro одной из самых заметных новинок этого года в премиум-сегменте.
Итальянская компания TVS всегда отличалась смелостью в разработке посуды с уникальным обликом. В этом году из представленных новых коллекций нельзя не выделить линию Déco. Внешние стенки изделий, входящих в коллекцию, имеют рельеф, напоминающий грани драгоценных камней.
Множество интересных решений можно было увидеть на стендах, производящих посуду для приготовления чая. Например, швейцарская компания Dalla Piazza представила инновационный заварочный чайник Delicha. Данное изделие имеет встроенный таймер, с помощью которого можно запрограммировать время заварки напитка. По его истечении срабатывает пружина, и контейнер с заваркой поднимается выше уровня жидкости.
Похожий принцип реализован в походной кружке для чая от Aladdin - в ней есть специальный рычажок, который позволяет одним движением убрать контейнер с заваркой из жидкости. Правда контролировать данный процесс и отсчитывать нужное время необходимо человеку самостоятельно (посмотреть видео).
Еще один узкий сегмент, богатый на инновационные решения - это сервировка напитков. Так, канадская марка Ravi производит удивительно функциональные охладители для белого и красного вина и спиртных напитков, которые представляют собой насадки на бутылку. Предварительно замороженные в морозилке, они пропускают через себя напитки, охлаждая каждый до нужной именно ему температуры.
Другое решение той же задачи - пробка-сосулька Corkcicle. Она также замораживается в морозилке, а потом вставляется в бутылку, охлаждая белое вино или пиво и не давая ему греться (посмотреть видео).
В рамках одной статьи невозможно рассказать даже о наиболее интересных новинках, замеченных на Ambiente, поэтому мы в ближайшем будущем продолжим публикацию материалов о новых коллекциях 2014 года на страницах нашего сайта в рубриках "Новости" и "Дизайн".