География рынка посуды. Южный федеральный округ.

В одной из наших публикаций мы уже затрагивали тему региональных рынков посуды и кухонных принадлежностей. Материал вызвал большой интерес, что не кажется удивительным. Россия – страна с обширной территорией, с экономически неравномерно развитыми регионами, с огромным количеством этнических субкультур. Все эти факторы приходится учитывать при построении любого бизнеса, и торговля посудой не является исключением. Данная статья является нашей первой попыткой рассмотреть особенности рынка посуды в разрезе региональных экономико-географических особенностей. Начнем мы с одного из наиболее сложных регионов – Южного федерального округа.

Южный федеральный округ занимает 3,4% территории России, на его долю приходится 16,1% населения страны (11.3 млн человек экономически активного населения) и 11,15% от общего объема рынка посуды в РФ. Условно регионы, входящие в округ, можно разделить на две группы. В первую входят Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский край. Данные административные территории образованы не по национальному признаку, их столицами являются достаточно крупные (по меркам российской провинции) города с развитой инфраструктурой и относительно высоким уровнем жизни. Во вторую группу входят национальные образования – Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Северная Осетия – Алания, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Адыгея (входящая в состав Краснодарского края). Национальные республики значительно уступают в экономическом развитии регионам из первой группы, на их территории проживают больше ста различных национальностей со своими собственными обычаями и укладом жизни.

Южный федеральный округ выделяется самой большой в РФ долей сельского населения (более 40%, в среднем же по России - 27%). Как известно, потребительские предпочтения сельских жителей, равно как и их уровень доходов, значительно отличаются от предпочтений и уровня доходов горожан, что естественным образом сказывается и на рынке посуды. Другая существенная особенность ЮФО - наличие большого количества курортных и рекреационных зон. Благодаря этому, летом количество покупателей увеличивается за счет отдыхающих. Это стимулирует продажи во всех секторах потребительских товаров, включая и рынок посуды, а также влияет на сезонные колебания продаж, которые для компаний, расположенных на юге, отличаются от среднероссийских. Наличие курортов стимулирует сектор HoReCa, который и так традиционно процветает - по данным социологических опросов жители ЮФО чаще других посещают предприятия общественного питания.

Уровень жизни в южных регионах значительно уступает среднероссийскому. Самые благополучные с этой точки зрения города – Сочи, Новороссийск, Краснодар и Ростов-на-Дону, самые неблагополучные регионы – Ингушетия и Калмыкия. Невысокий средний уровень жизни приводит к тому, что в среднем жители ЮФО тратят на посуду меньшие средства по сравнению с жителями более благополучных регионов.

На территории Южного федерального округа расположены производственные площадки нескольких ведущих производителей посуды. Так, например, на долю «Завода «Калитва» (Ростовская область) и завода «Алита» (Волгоград) приходится более 20% производимой в России алюминиевой посуды с антипригарным покрытием, завод по производству посуды из фарфора и фаянса ООО ПКФ «Кубаньфарфор» (Краснодар) является крупнейшим в России, большая часть российских медных турок производится в Пятигорске ООО "Станица" и ИП Кулешовым. Также среди производителей можно отметить семикаракорское предприятие «Аксинья» (Ростовская область), с уникальной художественной фаянсовой посудой и ОАО «Рубин», известное своими эмалированными чайниками и другой посудой.

Наличие порта в Новороссийске обеспечивает дистрибуторским компаниям, базирующимся в Южном федеральном округе, определенные преимущества и автономию в работе с зарубежными поставщиками. Так, например, львиная доля посуды из Турции поступает именно в Новороссийск, а затем уже распределяется дальше по России. Украинские производители посуды также зачастую предпочитают поставлять свою продукцию на российский рынок через партнеров, располагающихся в южных регионах. «Столицей» посудного рынка ЮФО можно, пожалуй, назвать Ростов. Именно в этом городе расположены крупнейшие операторы – «Миг» и «Спецторг-Юг», обеспечивающие посудой львиную долю торговых точек в регионе и с успехом работающие и с "дальними" покупателями со всей России.

Относительная близость к Москве, дающая возможность осуществлять «прямые поставки», и наличие привлекательных для экспансии городов делают южные регионы постоянным объектом повышенного внимания столичных компаний. Помимо московских фирм, на рынке посуды ЮФО значительную роль играют и крупные компании из Поволжья и даже Санкт-Петербурга. Как правило, большинство серьезных игроков предпочитает либо открывать филиалы и представительства, либо искать выходы на рынок через установление партнерских отношений с местными оптовыми компаниями.

В Южном федеральном округе (особенно в национальных республиках) традиционно сильны позиции рыночной торговли, однако распространение магазинов сетевого формата, как и везде в России, постепенно меняет структуру розничных продаж. Доля сетевых операторов растет, рынков - снижается. В крупных городах сети давно уже занимают доминирующие позиции, в более мелких населенных пунктах экспансия сетевых операторов только набирает силу, чему немного помешал экономический кризис. Отличительной особенностью ритейла в ЮФО является достаточно большое количество конкурентоспобных местных игроков (крупнейший из них – «Магнит» и вовсе является одним из федеральных лидеров). Среди федеральных сетей в регионе представлены практически все ключевые игроки – «Х5», «О'Кей», «Лента», «real,-», «Ашан», «Икеа».

Жаркий климат, смешение национальных традиций, в том числе и кулинарных, значительная доля сельского населения, высокий уровень бедности - все это сказывается на предпочтениях потребителей. Если говорить совсем кратко, то мотивы массового спроса на посуду можно выразить двумя словами - "дешево" и "ярко". Самыми востребованными в дизайне посуды являются яркие, сочные цвета и бросающиеся в глаза деколи. В оформлении декорированной посуды предпочтения, как правило, отдается цветочной тематике, почти так же популярны натюрморты на тему "фрукты-овощи".

Среди кухонной посуды на юге по-прежнему большинство покупателей отдает предпочтение стальным эмалированным кастрюлям. Как ни в одном другом регионе, жителям ЮФО полюбилась турецкая эмалированная посуда, которую сегодня можно встретить повсеместно. Традиционно, еще с советских времен, на юге сильны позиции украинских заводов металлической посуды. Среди других особенностей - относительно высокая популярность алюминиевой посуды без покрытия. Такие специфические изделия, как казаны, мантоварки и соковарки имеются практически в каждом доме.

Отличительные черты потребительских предпочтений жителей ЮФО подтверждают и специалисты. Так, директор ООО "Алита" Виктор Геннадьевич Гаврилов отмечает, что покупатели из южных регионов предпочитают литую алюминиевую посуду красного цвета, в то время как популярный в других регионах черный цвет заметно менее востребован.

По словам заместителя директора по маркетингу ООО ПКФ "Кубаньфафор" Оксаны Лещенко, целевые покупатели продукции завода предпочитают дешевый ассортимент с яркими деколями. Безусловными хитами продаж на протяжении уже многих лет являются деколи "Земляника цветущая" и "Красные маки", которые характеризует контрастность и яркость красок. Цветочная тема на столовом и чайном ассортименте, как правило, доминирует. Основной цветок - Роза , также покупателям интересны Подсолнух, Гладиолус, Ландыш, Анютины глазки. Наличие в ЮФО трех морей - Азовского, Черного и Каспийского делает актуальной темы моря, пляжа, солнца и отдыха. Данный факт подтверждается успешными продажами кружки "Офисная". Основным цветовым решением является сочетание красных (бордовых) и зеленых тонов с возможными дополнениями полутонов (голубой, желтый). Эта кубанская колористика и делает продукцию завода "Кубаньфарфор" самой популярной в регионе.

© posudka.ru