Ambiente 2016. Итоговый отчет

Посещая выставку Ambiente из года в год, нельзя не отметить, что она являет собой прекрасный образец стабильности в хорошем смысле этого слова. Последнее десятилетие было в экономическом смысле непростым – сначала случился кризис 2008 года, потом тяжелый кризис в европейской экономике, когда всерьез обсуждалась возможность выхода из зоны евро ключевых стран, последние два года сильные проблемы испытывают нефтедобывающие стран и Китай, но атмосфера Ambiente если и меняется, то только к лучшему. Качественный и количественный состав ключевых экспонентов из года в год остается стабильным, интенсивность маркетинговой активности в плане вывода новых продуктов компаний-участников растет, каждый раз на выставке появляются какие-то новые компании и яркие имена. Не говоря уже о том, что сама выставка становится дружелюбнее и удобнее для посетителей и участников, совершенствуя сервис и внедряя современные цифровые технологии. Рынок товаров для дома на глазах становится все более глобальным, конкуренция на нем растет, а Ambiente удается на сто процентов не только приспособиться к происходящим изменениям, но и обратить их в свои конкурентные преимущества.

По официальной статистике, Ambiente в этом году посетили 137 тысячи специалистов, что немного больше (на 0,2%) аналогичного показателя прошлого года. При этом заметно уменьшилось число экспонентов (с 4,814 компаний в 2015 году до 4827 компаний – в 2016 году), равно как сократилась и выставочная площадь (с 324,8 тысяч до 302 тысяч соответственно), но это обусловлено техническими причинами – Frankfurt Messe возводит 12-й павильон и из-за строительных работ пришлось сократить выставочные площади – от уплотнения экспозиции и снижения качества сервиса организаторы отказались.

Динамика состава посетителей свидетельствует о продолжении тенденция к глобализации Ambiente. Удельная доля посетителей, приехавших на выставку из-за пределов Германии, вновь увеличилась и составила рекордные 55%. В десятку стран, которые дали Ambiente наибольшее число визитеров, вошли Италия (заметно прибавившая благодаря статусу страны-партнера), Франции, Испании, Нидерландов, Великобритания, Китай, США, Швейцария, Турция и Южная Корея.

Число посетителей из России в этом году составило около 1,5 тыс. человек, что немного больше по сравнению с прошлым годом (1,4 тысячи специалистов). В целом это позитивный результат, особенно с учетом того, что происходит с нашей экономикой в последнее время. Тем не менее проблем в отношениях российских импортеров со своими поставщиками остается предостаточно – продолжающий падение рубль оборачивается сокращением закупок и нарушением платежной дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. В итоге некоторые известные в России европейские марки, раньше имевшие эксклюзивных покупателей, находятся в текущий момент в поиске новых партнеров или вовсе предпочитают посмотреть со стороны, чем все у нас здесь закончится.

Несмотря на благоприятные условия для экспорта, массового нашествия российских производителей товаров для дома на Ambiente тоже не случилось и вряд ли его стоит ждать в будущем. Как показывает практика, резкий качественный и количественный скачок здесь возможен только при объединении усилий всех заинтересованных предприятий и при поддержке государственных структур. Однако у российского государства совсем другие приоритеты, нежели поддержка экспортного потенциала производственного сектора товаров для дома, поэтому нашим заводам пока остается рассчитывать на собственные силы.

Сложностей в проникновении на развитые рынки очень много. В Европе сильнейшая конкуренция и очень много региональных особенностей, которые затрудняют выход на рынок, даже если есть возможность предложить очень привлекательную цену. То же самое касается и других стран, где есть потребители с более-менее высоким уровнем дохода. Свободных рынков практически не осталось, везде ведется интенсивная борьба между региональными и глобальными игроками, в которую очень тяжело вклиниться. Тем не менее, стоит отметить, что российских компании, приехавшие во Франкфурт-на-Майне, выглядели вполне органично, и их продукция пользовалась интересом. Здесь можно отметить и постоянно заполненный посетителями стенд Императорского фарфорового завода, который выставлялся совместно со своим французским партнером Deshoulières , и компанию Rondell, которая вновь вошла в число победителей премии Kitchen Innovation, и молодую дизайнерскую российскую компанию марку FUGA, чьи деревянные доски были отобраны для экспозиции Trends 2106 (этот факт вообще можно считать серьезным успехом по меркам современного русского промышленного дизайна в целом).


На стенде Императорского фарфорового завода

Если говорить о том, что происходит с мировым рынком посуды, то стоит отметить, что каких-то особых революций в этом году не случилось. Новинок и новых идей было предостаточно, большинство компаний не стоят на месте и стараются предложить покупателям что-нибудь особенное, но чего-то такого, чтобы в ближайшее время грозило стать тотально модным, заметно не было. В основном большинство новинок разрабатываются в одном из нескольких тематических направлений, актуальных в последние годы: этичности бизнеса, функциональность, здоровый образ жизни, также покупателям предлагаются новые варианты декоративного оформления продукции, ведутся эксперименты с новыми материалами и технологиями производства.

Среди разнообразных путеводителей по выставке, выпущенных организаторами Ambiente, был в том числе и путеводитель «Ethical Style», в который вошли 178 компаний, которые концентрируются на том, чтобы их бизнес способствовал бы улучшению окружающей среды и социума. Одна из краеугольных идей здесь - экологичность, которая подразумевает как использование полностью разлагаемых материалов, так и использование технологий, которые минимизируют вредное воздействии на окружающую среду. В качестве примера можно назвать голландскую марку Aladdin, частью философии которой является использование материалов, на 100% пригодных для переработки. Другой пример – использование древесины, которая заготавливается и обрабатывается по стандартам Лесного попечительского совета (Forest Stewardship council); такие компании отмечали свои стенды специальным знаком FSС.


Кружки Recycled & Recyclable от Aladdin

Другой аспект «Ethical Style» - социальная ответственность. Перенос производственных мощностей в третьи страны заставляет западных потребителей задумываться о том, в каких условиях там работают люди, не используется ли детский труд, не страдают ли малые народы и т.д. Передовые компании стараются предоставлять своим клиентам максимальную информацию о социальной политике на предприятиях, располагающихся в странах третьего мира, что опять же является одним из доводов, обосновывающих более высокую цену. Также в рамках проекта «Ethical Style» особое внимание уделяется традициям ручного производства, то есть тому сегменту, который в России изначально назывался народно-художественными промыслами, но потом был существенно искажен.

Один из мощных трендов, который с каждым годом увеличивает свое влияние, это здоровый образ жизни. В мире все больше становится людей, которые не только внимательно относятся к своему здоровью, но и активно занимающихся физкультурой и спортом. В рамках этого тематического направления разрабатывается посуда, позволяющая готовить более здоровую и диетическую пищу – с минимальным использованием масла, с щадящей температурной обработкой продуктов и сохранением максимального количества витаминов и полезных веществ. В качестве примера удачной работы в данном направлении можно привести немецкую компанию ELO, которая представила коллекцию кухонной посуды ELO Fit For Fun, разработанную вместе с популярным изданием о здоровом образе жизни.

Значительная доля новинок была связана с новыми решениями по расширению функциональности продуктов. В этом году подобных идей было огромное количество, и рассказать о даже малой их части в рамках обзора невозможно. В качестве иллюстраций приведем просто пару примеров – прототип нового гаджета для цитрусовых от Guzzini, совмещающего соковыжималку с теркой и кастрюли-жаровни от Berndes (изделие получило премию German Design Award 2016).

С точки зрения модных стилей на прошедшей Ambiente можно было видеть образцы, соответствующие большинству актуальных направлений интерьерного дизайна: лофт (см. одноименную коллекция Rosenthal), гламур (например, серия посуды для напитков от Waterford), хайтек (новая серия чугунной посуды от Skeppsult) и т.д.

Отдельно стоит сказать и о посуде в стиле винтаж и ретро. В этом году из новинок этого направления можно выделить кухонную и столовую посуду из нержавеющей стали с оригинальной обработкой поверхности, визуально напоминающей то ли оцинкованную сталь, то ли сильно изношенный алюминий. Характерно, что подобные продукты представили компании из разных концов света, итальянская Sambonet и японская AOYOSHI, что свидетельствует о глобальности тренда. Для ретро посуды характерно использование традиционных материалов – керамики, стекла, дерева, и, конечно же, эмалированной стали. Так, голландская компания BK Cookware представила ретро-серию эмалированной посуды, а австрийский завод Riess показал коллеrцию Riesen & Zwerge, в которой стиль ретро изящно сочетается с продуманной функциональностью.

Если говорить о популярных материалах и технологиях, то стоит отметить неспадающий интерес к «каменным» покрытиям. Причем теперь их можно было увидеть не только на металлической посуде, но и на жаропрочной стеклянной и керамической. Из других новшеств можно отметить представленную компанией ILLA технологию OLLIA-TECH, на основе которой было выпущено несколько коллекций посуды, в антипригарном покрытии которых используется оливковое масло.


Линия посуды Olivilla от ILLA

Производители антипригарных покрытий тоже не стоят на месте – ILAG и GREBLON представили антипригарные покрытия с эффектом шероховатости, компания Whitford выпустила на рынок пять новых улучшенных версий покрытий, а компания Chemours (Teflon) презентовала новую технологическую платформу для производства фторполимеров, с помощью которой удалось заметно повысить эксплуатационные свойства покрытий и сделать более безопасным процесс их производства.

Интересную новинку с точки зрения используемых материалов представила компания TVS. Ее линия посуды TVS Origine имеет эксклюзивное антипригарное покрытием EXP, которое производится по золь-гель технологии, но сильно превосходит традиционные керамические покрытия по устойчивости к воздействию посудомоечных машин и других факторов, снижающих антипригарные свойства «керамики».

Дальнейшая судьба золь-гель покрытий вообще довольно интересна – с одной стороны, в последнее время производителям удалось существенно улучшить их свойства (самые современные версии «керамики» теперь сохраняют антипригарные свойства достаточно приличный срок - год и более), но есть проблема с тем, как заново вернуть к этой продукции доверие потребителей, которое в значительной степени было утрачено в результате пользования посудой с первыми несовершенными покрытиями. И один из возможных выходов – это поиск новой «легенды» для позиционирования, в результате которой золь-гель покрытия, возможно, и называться будут уже как-то иначе, чтобы разорвать ассоциации с прошлым негативным опытом.

В плане декоративного и цветового оформления посуды в этом году было заметно отсутствие каких-то доминирующих трендов. Среди представленных новинок можно было найти посуду каких угодно оттенков – и сдержанных пастельных, и ярких кислотных, и натуральных, и монохромных, и черно-белых.

Роль личности в разработке и продвижении посуды, кухонных и столовых аксессуаров продолжает оставаться ведущей – на Ambiente можно было увидеть много новых коллекций, разработанных производителями совместно с известными персонами - модными дизайнерами, художниками, архитекторами, шеф-поварами и бариста. Как правило, большинство подобных проектов направлены на рынки отдельных стран, так как людей с глобальной популярностью, как у Jamie Oliver’а не так уж много.


Популярный шеф-повар Renato Manzi на стенде Ballarini. Фото - Messe Frankfurt Exhibition GmbH / Petra Welzel

Стоит отметить и то, что посудные компании продолжают использовать проникновение кулинарной культуры в массы, стараясь возглавить этот процесс. Характерный пример – компания Fissler, которая в этом презентовала на Ambiente собственную кулинарную академию. Она организована совместно с порталом kochschule.de и предполагает создание 20 кулинарных школ в Германии.

На этом отчете публикация материалов по мотивам прошедшей выставки Ambiente не заканчивается, в ближайшие месяц-два в нашей ленте новостей можно будет найти много самой разной информации о новинках мирового посудного рынка.

Следующая выставка Ambiente 2017 пройдет с 10 по 14 февраля.

Материалы по теме:
Фотогалерея Ambiente 2016. Часть II. Посуда и аксессуары для сервировки
Фотогалерея Ambiente 2016. Часть I. Посуда и аксессуары для приготовления