Анализ рынка. Что будет с потребительским спросом на посуду в 2009 году?

Декабрь нынешнего года обещает стать достаточно трудным для предприятий, работающих на рынке посуды. Последствия экономического кризиса стали уже достаточно ощутимы для того, чтобы предположить грядущие масштабные изменения всех аспектов функционирования рынка – от структуры и объема спроса до расстановки сил среди игроков посудного рынка. В этой связи времени на то, чтобы к новогодним праздникам подойти с минимальными остатками товара (особенно «подарочного» ассортимента) и минимальным уровнем дебиторской задолженности, осталось совсем немного. От реализации этих двух задач будет зависеть устойчивость предприятия в краткосрочном периоде – в ближайшие два-три месяца. В среднесрочном периоде определяющим фактором станет динамика потребительского спроса.

В последнее время ежедневно появляется достаточно большое количество различных версий, описывающих состояние потребительского рынка в следующем году. Несмотря на то, что все серьезные экономисты говорят о непредсказуемости явлений, определяющих состояние глобальной экономики (например, цены на энергоносители), практическая деятельность нуждается в любых, пусть и не верифицируемых прогнозах, которые могут позволить осуществлять текущее планирование. В настоящем материале нами была сделана попытка проанализировать диапазон возможного изменения спроса на посуду.

При ухудшении экономического положения, домохозяйства, прежде всего, как показывают опросы, начинают экономить на крупных покупках. Расходы на посуду в структуре потребительских расходов составляют около 1%, и даже с учетом того, что покупки делаются нерегулярно, вряд ли можно предполагать их значительно сокращение.

Потребительский спрос на посуду определяется несколькими факторами, действие которых в период сокращения покупательской способности будет различно:

- естественная замена посуды из-за окончания срока службы или порчи;
- образование новых домохозяйств (брак, новое жилье);
- импульсный спрос (покупка посуды без особой необходимости);
- посуда как предмет для дарения.

Первая фактор является доминирующим при покупке посуды. По разным оценкам, его вес можно оценить в 50-60%. Несмотря на то, что предметы посуды являются товарами длительного пользования, рано или поздно они требуют замены. До сих пор огромное количество семей пользуется продукцией, изготовленной в советские времена. Интенсивность замены непригодной посуды новой вряд ли сколько-нибудь существенно изменится в связи с кризисом, однако можно ожидать, что спрос станет более эластичным по цене.

Вес второго фактора можно оценить в 20-25%. Кризис на рынке жилья и общее ухудшение экономического климата может серьезно повлиять на появление новых домохозяйств в краткосрочной перспективе, однако в средне- и долгосрочном периодах спад будет компенсирован «отложенным спросом». Однако и в этом случае можно ожидать увеличение доли посуды дешевого ценового сегмента в ущерб среднему и высокому.

Импульсный спрос в благополучные времена обеспечивает 10-15% спроса на посуду. В условиях экономии его действие будет гораздо менее значимым. Отсутствие свободных денег в кошельках граждан могут свести к минимуму импульсные покупки.

Покупка посуды в «подарок» опирается на давние традиции, сложившиеся в российском обществе. Вряд ли кризис существенно сможет эти традиции изменить, наоборот, в условиях ограниченного бюджета именно посудный сегмент может предложить различный по стоимости набор вариантов для подарков. Вполне возможно, что действие этого фактора несколько ослабнет для продукции высокого ценового сегмента, однако вряд ли стоит ждать роста популярности дешевой продукции – все-таки к подаркам покупатели проявляют более значительные требования.

Модель расчет динамики спроса при оптимистичном и пессимистичном сценарии представлен в таблице:

Данный расчет, с учетом инфляции, может быть справедлив для всего рынка посуды в целом, при анализе его отдельных сегментов и товарных категорий необходимы серьезная коррекция данных.

Экспертный опрос, проведенный нашим журналом, показал отсутствие доминирующей точки зрения в количественной оценке возможных изменений, тем не менее основные тенденции изменения потребительского спроса выделить можно. Большинство опрошенных полагает, что в первом полугодии 2009 года вырастет спрос на посуду дешевого ценового сегмента, спрос на продукцию среднего сегмента останется без изменений или незначительно снизится, спрос на дорогую продукцию упадет, возможно даже очень значительно. Во втором полугодии 2009 года большинство опрошенных ожидает рост спроса на товары дешевого сегмента, восстановление или незначительное повышение роста на товары среднего сегмента, будущее же товаров дорогого сегмента представляется пока туманным.

© posudka.ru