Лысьвенский металлургический завод: 100 лет на рынке эмалированной посуды. Взгляд в будущее

Стальная эмалированная посуда – это один из немногих сегментов, где российские производители фактически доминируют и предлагают продукцию с высоким уровнем качества по доступной цене. Трудно сегодня найти посудный магазин, где не была бы представлена эмалированная посуда одного из лидеров в производстве посуды с эмалевым покрытием – Лысьвенского металлургического завода. В этом году это старейшее в России предприятие отмечает свой 100-летний юбилей, и в рамках выставки HouseHold Expo состоялась Потребительская конференция Лысьвенского металлургического завода "100 лет на рынке эмалированной посуды. Взгляд в будущее". В процессе конференции ее участники смогли узнать много интересных фактов об истории предприятия, о состоянии дел на рынке эмалированной посуды и о том, в каком направлении будет строиться торговая политика Лысьвенского металлургического завода. Предлагаем вниманию наших читателей конспект выступлений представителей завода - заместителя генерального директора по коммерческим вопросам Валерия Сергеевича Малыгина и начальника отдела конъюнктуры рынка и рекламы Дмитрия Просвирнина.

Валерий Сергеевич Малыгин:

Многие из присутствующих здесь наверное знают, что наше предприятие регулярно проводит конференции со своими покупателями. Ранее такие встречи проходили в Лысьве, на нашем предприятии, однако в этом году, учитывая сложности с приездом в наш город, мы решили провести конференцию в рамках выставки HousHold Expo.

Этот год для нас особенный – нашему заводу исполнилось 100 лет, и мы хотели бы вам рассказать, что мы за эти 100 лет сделали, делаем сегодня и собираемся делать в будущем. В рамках сегодняшней встречи мы хотим обменяться мнением о ситуации, которая сейчас складывается на рынке эмалированной посуды и представить новинки нашей продукции.

Лысьвенский металлургический завод стал первым предприятием в России, на котором наследниками графа Шувалова было создано производство эмалированной посуды. Это производство начиналось по польской технологии и с участием польских же специалистов, и для России того времени было новейшим. Первый выпуск эмалированной посуды состоялся 14 сентября (по новому стилю) 1913 года.

С 1913 года производство претерпело ряд реконструкций и модернизаций, были моменты, когда предприятие вообще останавливалось. Во времена Гражданской войны, во время захвата армией Колчака Перми (и Лысьвы в том числе), технология была утеряна, производство разрушено, соответственно потом шел процесс ее восстановления. Где-то к концу 30-х годов технология производства эмалированной посуды стала принимать вид близкий к тому, в каком она примерно и существует сегодня.

Так как наше предприятие было первым, то в советские времена оно играло роль головного. В то время выпуском эмалированной посуды занималось министерство металлургии и соответствующие производства были на большинстве металлургических заводов под руководством так называемого управления ТНП. Наше предприятие было основной технологической базой, где проводились исследования и разрабатывались стеклоэмали – основа в производстве эмалированной посуды. Эти традиции сохранились, и наша лаборатория, которая занимается разработкой и технологическим сопровождением нанесения стеклоэмали на стальную посуду, и на сегодняшний день является ведущей среди всех предприятий постсоветского пространства.

Специалисты Лысьвенского металлургического завода участвовали в организации практически всех ныне существующих заводов по выпуску эмалированной посуды на территории бывшего СССР.

Сто лет – это много и мало, мы надеемся, что производство эмалированной посуды и дальше продолжит существовать. Как показывают рынки Западной и Восточной Европы, у этого вида посуды есть свой сегмент, есть свои покупатели, которые предпочитают ее всем остальным. Хотя сегодняшние объемы выпуска не сравнимы с теми, которые существовали в до- и послевоенные годы, можно с уверенностью предположить, что эмалированная посуда будет востребована до тех пор, пока существует традиционная практика приготовления пищи.

К нашему сожалению, ситуация на рынке посуды в этом году не так хороша, как была в прошлом или позапрошлом году. Можно выделить несколько факторов, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на объемы реализации рынка. Во-первых, резко повысилась кредитная нагрузка – до 20% от доходов населения идет на обслуживание различных займов – от ипотеки до потребительских кредитов. Во-вторых, продолжается рост тарифов ЖКХ, в связи с чем увеличивается доля обязательных платежей, в-третьих, во многих отраслях и регионах по-прежнему сохраняется низкий уровень заработной платы и высокий уровень безработицы. Все вышеперечисленные факторы снижают уровень покупательской способности.

С другой стороны, повышение цен на сырье, материалы, энергоресурсы и влияние товаров-заменителей (главным образом китайского производства) негативно влияют на объемы производства российских заводов.

Если говорить о структуре и емкости рынка, она видится нам следующим образом. По нашим оценкам, в текущем году наблюдается снижение емкости российского рынка эмалированной посуды (без учета импорта) примерно на 13%. В этом году мы видим снижение объемов импорта из Украины, однако импорт из других стран растет.

В июне-июле этого года наше предприятие, совместно с кафедрой маркетинга Пермского государственного университета, проводило исследование с использованием фокус-групп, мониторинга точек продаж, различных опросов. Целью было выяснить отношение людей нашего региона к приготовлению пищи в посуде. Данные, которые мы получили в ходе этих исследований, говорят о том, что в принципе, за исключение тридцати процентов опрошенных, остальная часть населения регулярно готовит дома. При этом эмалированная посуда остается самым популярным видом посуды – ею пользуются около 40% опрошенных.

Если говорить о нашей динамике продаж в этом году, то стоит отметить, что с июля этого года видны изменения к лучшему. По нашему позитивному прогнозу, такая тенденция продолжится по крайней мере до конца 2014 года. Хочется надеяться, что плохие времена для нас закончились, и начался хоть и незначительный, но подъем.

На сегодняшний день структура продаж нашей посуды сложилась следующим образом: наибольшая доля приходится на посуду для приготовления пищи – кастрюли и наборы, следующая по весу группа – чайники, далее идут столовая посуда и хозяйственный ассортимент.

С точки зрения оформления 67% от общей доли продаж составляет художественная посуда, 33% - простая (без оформления). В художественной посуде в свою очередь 83% занимает светлая посуда с деколью, 11% - цветная посуда с деколью и 6% - яркоокрашенная, без деколи.

Что интересно, по опросу, который мы проводили, картина складывается обратным образом - 68% опрошенных предпочитают яркоокрашенную посуду, и лишь 32% - светлую (22% - посуду с «подпылением» и деколью, и 10% - просто светлую посуду с деколью). Иными словами, предпочтения, выявленные в опросе потребителей, не совпадают с теми данными, которые мы имеем по результатам отгрузок.

Самыми популярными изделиями в наших продажах являются следующие изделия: набор 124 «Лайм», набор 129 «Итальянская кухня», набор 147 «Турецкий шиповник», набор 174 «Коралловый».

В этом году нашим предприятием был уже освоен выпуск нескольких новых изделий: восточного блюда на ножках, лотка объемом 1,5 литра, мантоварки. Также появилась уже в продаже посуда серии «Эмальер» - это линия «Данко» и «Золотая линия». Кроме того, с августа мы начали отгружать абсолютно новую посуду «Сфера», обладающую рядом преимуществ. Это и оригинальный дизайн, и удобство, и безопасность, которая обеспечивается удобным механизмом слива жидкости без использования дуршлага.

И еще одну новинка, которую мы запускаем в продажу в скором времени, - это набор «Квадрат», который мы разработали совместно с факультетом дизайна Екатеринбургской государственной архитектурно-строительной академии. Набор абсолютно новый для нашего рынка, оригинальный как по форме, так и по комплектации. Основные преимущества этой посуды – оригинальность, дизайн, безопасность, удобство, компактность хранения (набор занимает меньше места, чем обычный набор из круглых кастрюль), функциональность (с помощью этого изделия можно в том числе и готовить на пару и на водяной бане). Ориентировочная стоимость набора – 1588 рублей.

Дмитрий Просвирнин

Хотелось бы рассказать о том, что мы планируем делать для увеличения объема продаж. Больше продавать - это в первую очередь иметь широкий ассортимент. Как можно было узнать из предыдущего выступления, мы не стоим на месте и постоянно предлагаем нашим клиентам новую продукцию. Также больше продавать означает и быстрее отгружать продукцию клиентам. В этом направлении мы сейчас активно работаем и стараемся сделать все, чтобы система отгрузок работала оперативно и четко.

Больше продвигать, больше доводить информации до клиентов – это тоже больше продавать. Мы разрабатываем полиграфическую продукцию и работаем над сайтом, чтобы наши партнеры могли оперативно доводить информацию до своих клиентов. Для увеличения выгоды от сотрудничества работы с нами, мы подготовили ряд акций, которые будут действовать до конца года.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что мы всегда рады появлению новых клиентов, вне зависимости от того, как они работают – через наших партнеров или обращаются к нам напрямую. В том числе и для них мы открыли бесплатную горячую линию отдела продаж. Любой клиент может позвонить нам по телефону 8–800–100–24–20, и оператор выслушает вашу проблему и найдет специалиста, который ее решить, либо запишет сообщение, и мы потом обязательно его прочтем и прореагируем. Данный телефон уже работает и продвигается нами во всех рекламных материалах.

Также мы открыли новый раздел сайта с новым интерфейсом, где представлена различная информация для текущих и потенциальных клиентов, в том числе и дорожная карта для тех, кто желает начать работать с нашей продукцией. В дальнейшем планируется, что у нас будет Интернет-магазин, где будет можно посмотреть наличие продукции и сделать заказ. Кроме того, на сайте представлена информация о действующих акциях, новинках, которые вводятся в ассортимент, а также контакты наших сотрудников отдела продаж с фотографиями.

Если подробно говорить об акциях, то сегодня у нас есть несколько предложений, которые позволят увеличить объемы продаж и выгоду от сотрудничества с нами:

1. «Спеццена» - специальные цены на отдельные виды продукции. Срок действия - сентябрь- октябрь.
2. «Два на два» - за двойной объем за 2 месяца на наборы дополнительный бонус. Срок действия - сентябрь- октябрь.
3. «Шире круг» - Чем больше продавцов, тем больше выгоды! Премии для вашего отдела продаж за новых клиентов. Срок действия – октябрь-ноябрь.
4. «Набирай» - При покупке лота наборов бесплатно получение дополнительной продукции (кофеварка к набору). Срок действия - ноябрь-декабрь.
5. «Линейка» - компенсация наружной рекламы в местах продажи за наличие
линейки ассортимента посуды в данном месте продаж. Срок действия – ноябрь-декабрь.

И еще раз хотелось бы вернуться к истории нашего предприятия. Мы привезли на выставку экспонаты из своего музея, для того, чтобы показать, какой путь прошел наш завод, и какую продукцию мы выпускали в разные годы. Вот несколько сравнений, чтобы помочь понять масштабы нашей деятельности. Если взвесить всю выпущенную заводом посуду, то по весу она будет равна 22-м Останкинским башням. Если черпать нашей посудой, то можно наполнить два больших супертанкера. Если выстроить ее цепочкой, то можно три раза опоясать земной шар по экватору!

Валерий Сергеевич Малыгин

В заключении хотелось бы поблагодарить наших партнеров за плодотворную работу и долговременное сотрудничество!

www.aklmz.ru