Наступление весны, которое для большинства людей является долгожданным и радостным событием, многие поставщики и производители посуды встречают с гораздо меньшим восторгом. Что неудивительно, если принять во внимание то, что начиная со второй половины марта - начала апреля объемы продаж ощутимо снижаются. Жизнь обычного потребителя циклична и во многом обусловлена сменой сезонов. Осенью и зимой люди основную часть времени проводят в жилище, и это обязывает их уделять много внимания быту, интерьеру. Весной и летом же большинство старается проводить максимум времени вне дома: на природе, на даче, в отпуске. Изменение стиля жизни неизбежно сказывается на структуре расходов.
Надо отметить, что на рынке посуды все же есть сегменты, на которых приход весны сказывается положительно. Например, традиционное оживление весной переживает направления HoReCa, что связанно с открытием летних кафе и ресторанов и с увеличением наполняемости отелей. Экономический кризис, продолжающий набирать обороты, вряд ли скажется на планах владельцев летних кафе – большинство из них работает в демократичном ценовом сегменте, в котором ожидать сильного спада спроса нет оснований (наоборот, пока эксперты фиксируют рост популярности фастфуда и заведений среднего уровня). Массового закрытия отелей также ожидать не приходится – несмотря на кризис, Ростуризм зафиксировал в 2008 году рост притока туристов из-за рубежа, да и стремительное удешевление рубля может способствовать большей популяризации внутрироссийских туров (особенно если правительству удастся обуздать непомерный рост тарифов на авиа и железнодорожное сообщение).
В этом году многие эксперты предрекают и настоящий «дачный ренессанс». Основных причин две. Во первых, из-за сокращения доходов, количество людей, предпочитающих проводить отпуск на даче, а не в зарубежных поездках, как ожидается, увеличится. Во-вторых, в условиях растущей безработицы для многих людей (особенно в провинции) садовый участок может стать и дополнительным источником выживания. Естественно, что покупка посуды стоит у дачников далеко не в приоритете, но совсем без нее обойтись нельзя. Как правило, они останавливают выбор на самых недорогих вариантах, и те компании, которым есть что предложить таким покупателям, наверняка останутся в плюсе.
Детские летние лагеря, также обеспечивающие определенный объем продаж посуды весной, так же, как минимум, не потеряют свой актуальности.
Что касается туристической посуды, то, скорее всего, в данном сегменте будет наблюдаться некоторый спад. В условиях, когда необходимо экономить, сокращениям подвергаются расходы на «хобби», тем более что туристическая посуда в случае крайней необходимости может быть заменена обычной. Можно предположить, что в этом сегменте в большей степени пострадают продавцы дорогой импортной продукции, в меньшей – российские предприятия, выпускающие традиционные казаны и котелки, которым нет альтернативы.
Выиграют от весенне-летнего сезона те компании, которые помимо рынка посуды, работают в смежных сегментах - хозяйственных товаров, инструмента, садово-огородного инвентаря, товарах для флористов и т.д. В них доля изделий, которые можно причислить к «товарам первой необходимости», достаточно высока, и они меньше всего пострадают от сокращения покупательской способности населения. Кроме того, на планирование производства и закупок весенне-летнего ассортимента многих компаний сильное влияние оказал кризис, в результате чего можно ожидать существенное сокращение объема предложения и, как следствие, более высокую рентабельность. Те компании, которым удастся удачно отработать в весенне-летний период, получат дополнительные резервы для повышения собственной конкурентоспособности непосредственно на рынке посуды осенью.
В заключение - небольшое блиц-интервью с нашим экспертом, Олегом Шаломановым (группа компаний «Спецторг», которая известна как одна из самых успешных не только на рынке посуды, но и в смежных сегментах, о которых шла речь выше).
Будет ли, на Ваш взгляд, сезон «весна-лето» этого года отличаться от прошлогоднего? Повлияет ли экономический кризис на предпочтения покупателей?
Если смотреть на ситуацию в целом, то из года в год ничего не меняется. Потребности у людей остаются теми же. Единственно, покупательская способность будет уже, конечно, не та.
Планирует ли Ваша компания делать своим покупателям какие-либо специальные предложения посудного ассортимента, рассчитанные на весну-лето?
К счастью наших клиентов, ничего «специального» ждать им не нужно. В Спецторге работа «по сезону» поставлена на поток. Каждый год мы предлагаем своим клиентам широкий выбор сезонных товаров: сковороды к Масленице, подарочную посуду и сувениры к Женскому дню, пасхальные формы и блюда, предметы для уборки, садово-огородные принадлежности (инструменты, поливочные приспособления, ящики для рассады), садовую мебель и качели, товары для туризма и отдыха (уголь, мангалы, решетки для барбекю, наборы для пикника), дачную посуду, изделия для домашней консервации и т.д. Все это очень хорошо расходится от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Пятигорска по оптовым складам, магазинам и сетевым гипермаркетам.
На каких других товарах Ваша компания сделает акцент в весенне-летнем сезоне?
О наличии товара и всех грядущих поступлениях Спецторг заранее предупреждает клиентов, чтобы все успели подготовиться к повышению спроса на определенные товарные группы. В итоге общие результаты работы нашей компании и наших клиентов не сильно подвержены сезонности, и каждый месяц завершается с прибылью, притом, что колебания выручки по отдельным товарным группам на протяжении года, конечно, значительные.