Финская фабрика Arabia сегодня является самым крупным предприятием по выпуску фарфоровой посуды в Финляндии и одним из самых известных брендов скандинавского дизайна. Помимо традиций и богатой истории, насчитывающей уже более 140 лет, Arabia имеет в активе современное производство, развитую систему сбыта, абсолютное доминирование на внутреннем рынке и одну из лучших в мире команду дизайнеров. Посещение предприятия подобного уровня – это всегда большое удовольствие и повод для размышлений.
История Arabia для нас примечательна с той точки зрения, что во времена основания данного предприятия Финляндия входила в Российскую империю. Первый этап развития компании происходил в тот же временной период, в который создавалась Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова. То есть, в какой-то степени история Arabia – это условная альтернатива развития и российской фарфоровой отрасли, которая могла бы реализоваться, если исторический путь нашей страны был менее извилист.
Свое название Arabia получила от одноименного района в северной части Хельсинки. Сегодня Arabia - это современный кластер, на территории которого находятся, помимо самой фабрики, штаб-квартира Fiskars Group (нынешний владелец Arabia), несколько дизайнерских магазинов формата outlet, Школа дизайна и искусств и Музей керамики. С последнего и началась наша экскурсия - именно по промышленным образцам разных лет лучше всего виден эволюционный путь фабрики Arabia.
Интересный факт - Arabia была основана шведской компанией Rostrand (сегодня оба эти производителя входят в концерн Fiskars) в 1873 году для того, чтобы получить доступ на российский рынок. Первоначально выпускаемая продукция, образцы которой представлены в музее Arabia, была стилистически близка русскому фарфору. Постепенно, со сменой политической ситуации фабрика меняет свои ориентиры, а ее продукция приобретает индивидуальность. Приход в 1945 году на фабрику Arabia одного из самых значительных промышленных дизайнеров XX века - Кая Франка - становится началом нового поворота, в результате которого Arabia не только стала производить совершенно новый ассортимент продукции, но добилась лояльности на внутреннем рынке, став национальным брендом. Также с этого времени Arabia становится одним из центров скандинавского дизайна (на заводе работали такие легенды промышленного дизайна, как Birger Kaipiainen и Ulla Procopé), а образцы ее продукции получают множество наград на престижных международных промышленных выставках.
В настоящее время на фабрике Arabia выпускается керамическая посуда двух марок - собственно Arabia и Iittala. Фабрика является самым крупным предприятием Финляндии по выпуску керамической посуды и одним из крупнейших в Европе.
Способность изменяться, следуя за рынком, а иногда и опережая его - характерная черта Arabia. На протяжении всей своей истории завод совершенствовался в самых разных аспектах своей деятельности: дизайне, технологиях, менеджменте, развитии отношениях с покупателями. С со всех этих точек зрения Arabia сегодня может быть хорошим примером того, как должен выглядеть современный завод.
Большинство производственных операций фабрике осуществляется с помощью машин, люди же выполняют преимущественно операторские функции, а также следят за качеством продукции. Высокая автоматизация в сегодняшних условиях является необходимым условием эффективности, так как позволяет добиваться нужных объемов производства, стабильного качества и гарантирует рентабельность. Традиции ручного производства на Arabia также сохранились - в специальной мастерской вручную выпускаются изделия, обладающие высокой стоимостью и пользующиеся спросом преимущественно у коллекционеров.
На заводе сегодня применяют самые современные технологии фарфорового производства. Уникален сам состав фарфоровой массы, в котором довольно высокое содержание стекла. Благодаря этому производимая посуда отличается повышенной стойкостью к сколам и механическим воздействиям. Другая современная технология касается нанесения декора красками с помощью специальных силиконовых штампов.
Контроль качества на заводе самый строгий - понятия "продукция второго сорта" здесь нет. С помощью разных приборов каждое изделие тщательно проверяется специальными сотрудниками, и при наличии каких-либо дефектов отправляется в переработку.
Как и на большинстве европейских предприятий, вопросам экологии на Arabia уделяется самое пристальное внимание. Брак и отходы производства сортируются и затем перерабатываются на самой фабрике либо отправляются на сторонние предприятия (в частности, продукция, уже покрытия глазурью, но отправленная в брак, поставляется заводу, который использует ее для производства керамических кирпичей).
Само производство удивляет своей почти идеальной чистотой, порядком, отсутствием пыли и посторонних запахов. В производственных помещениях встречаются различные художественные объекты, вроде настенных рисунков из жизни мумми-троллей, масштабного "огненного дерева", расписанных тарелок, фотографий из прошлого. В целом фабрика выглядит современной, но очень уютной. Это странное ощущение от промышленного производства, но вполне в духе финского образа жизни, в которой обустройству и бережному отношению к окружающей среде уделяется огромное внимание, вне зависимости от того, идет ли речь о жилье, рабочем месте, магазине, кафе или городском пространстве.
Несмотря на большой объем продукции, ассортимент, выпускаемый Arabia, очень сбалансирован - мы насчитали всего 16 серий столовой посуды, находящихся в производстве, плюс производятся также предметы интерьера и подарочная продукция. Каждая из серий очень узнаваема и имеет свою уникальную историю. Такое явление, характерное для предприятий, выпускающих столовую посуду, как бесконтрольное и постоянное увеличение ассортимента, фабрике удалось преодолеть в 30-х годах прошлого века - тогда перечень выпускаемой продукции дошел до цифры в 30 тыс. наименований и для его оптимизации был создан соответствующий отдел (Production Planning Department). Относительно небольшой ассортимент не мешает практически всем сериям быть отмеченными различными наградами в области дизайна, также актуальная продукция Arabia часто встречается в музеях промышленного дизайна.
Посуда, выпускаемая Arabia, довольно дорогая даже по европейским меркам. Несмотря на это, она экспортируется в самые разные страны мира (ее можно купить в том числе и в России) и пользуется огромной популярностью и присутствует едва ли не в каждой финской семье. По регулярным опросам Arabia неизменно входит в десятку самых уважаемых финских марок. Такая любовь и лояльность покупателей в современном мире с зашкаливающим градусом конкуренции не может не удивлять. Но после более близкого знакомство с компанией и людьми, которые в ней работают, феномен Arabia становится чуть более понятным. Нужно лишь хорошо делать свое дело, следить за происходящими вокруг изменениями, стараться стать еще лучше и уважительно относится к окружающей среде и людям.