HouseHold Expo, осень 2014. Итоговый обзор

Ситуация на рынке посуды осенью этого года ощущается его участниками заметно хуже по сравнению с прошлым годом, но с наступлением высокого сезона продаж связываются определенные надежды на улучшение ситуации - примерно так в нескольких словах можно оценить эмоции посетителей и участников прошедшей с 15 по 18 сентября выставки "HouseHold Expo Осень - 2014". Но, как это часто бывает, простые характеристики складываются из сложных нюансов, в которых мы и постараемся разобраться.

Как всегда, сначала посмотрим на статистику. В этом сентябре в выставке "HouseHold Expo Осень - 2014" приняли участие 538 компаний-участников (меньше аналогичного показателя прошлого года на 10%), выставочная площадь экспозиции составила 22,4 тыс. квадратных метров (снижение по сравнению с 2013 году на 5%), а количество посетителей составило 10,5 тыс. человек (по сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 10%).

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Количество участников

195

231

305

418

479

598

538

Выставочная площадь (кв. метров)

8747

8 500

13 545

17 525

19500

23363

22300

Количество посетителей

6127

6182

8542

9 284

9243

9573

10478

Уменьшение числа экспонентов - сам по себе тревожный знак. В добавок тот факт, что некоторые крупные компании отказались от уже оплаченной площади перед самой выставкой, наглядно показывает - на рынке посуды не все чувствуют себя уверенно. Сокращение выставочной площади было меньше, чем сокращение числа участников, и от этого мероприятие, с визуальной точки зрения, скорее выиграло - у всех экспонентов была возможность занять столько площади, сколько им требуется и на выставке было много красивых и просторных стендов, где можно было и спокойно пообщаться, и посмотреть на представленные новинки.

Увеличение количества посетителей - это скорее позитивный знак, свидетельствующий о том, что, столкнувшись с проблемами, оптовики и ритейлеры начали задумываться о путях их преодоления, а выставка, как известно, это лучшее место для оперативного поиска новых партнеров и новых продуктов, а также проведения переговоров с уже существующими поставщиками.

Если посмотреть на показатели выставки в динамике, мы видим, что наметившийся дисбаланс между непропорциональным ростом количества участников и выставочной площади, с одной стороны, и количеством посетителей, наблюдавшийся в предыдущие годы, прекратился. И HouseHold Expo этой осени оказывается более сбалансированной.

Индекс динамики изменений основных статистических показателей выставки

Примерно тоже самое заключение можно сделать и в отношении всего рынка посуды в целом. С 2011 года наблюдалось увеличение числа новых игроков, которые часто не имели достаточных ресурсов, опыта и покупательской базы для успешной работы в посудном сегменте. Ухудшение общей конъюнктуры тут же запустило обратный процесс по восстановлению баланса спроса и предложения за счет сокращения последнего.

Прошедшее лето выдалось одним из самых сложных за последние годы - это подтвердили практически все специалисты, с которыми удалось пообщаться. Среднее снижение объема продаж в этот период по сравнению с летом прошлого года было на уровне 5-10%. Восстановление спроса началось со второй половины сентября, но все равно, похоже, итоги продаж 2014 года для большинства компаний будут немного ниже по сравнению с прошлым годом. Рынок посуды отличается своей инерционностью, поэтому совсем уж пессимистичного сценария на этот сезон вряд ли стоит опасаться, но и на рост продаж рассчитывать не приходится.

Импортерам, вероятно, придется работать в более сложных условиях. И дело здесь не столько с снижении курса рубля, а в невозможности прогнозировать развитие ситуации даже в краткосрочной перспективе. Срок от заказа товара за рубежом до его получения на склад составляет, как правило, несколько месяцев, и ошибки в прогнозировании спроса чреваты либо увеличением складских запасов, либо недополучением прибыли. А прогнозировать спрос сегодня крайне сложно - слишком много сторонних факторов влияет на конкурентоспособность каждого конкретного товара.

Для отечественных производителей в этой связи открывается очередное окно возможностей. На фоне проблем с импортом у российских заводов появилась ощутимая возможность увеличить объемы продаж и повысить рентабельность. Тем более что маркировка "сделано в России", похоже, входит в моду и поддерживается на самом высоком политическом уровне, а падение рубля оказывается гораздо эффективнее введения заградительных пошлин. Также у отечественных производителей появляются и другие перспективы. Например, попытаться составить конкуренцию зарубежным компаниям по выпуску продукции под частными марками. Как известно, большинство крупных и даже средних оптовиков а также ритейлеров сегодня предпочитает продавать продукцию под своими марками. Такой подход имеет под собой некоторые основания. Наличие собственной марки (пусть даже под ней выпускается точно такая же продукция, как у конкурентов) дает им определенную свободу в ценообразовании и позволяет проводить самостоятельную маркетинговую политику. На фоне появившихся сложностей работы с зарубежными поставщиками многие из них теоретически готовы размещать заказы на аналогичную продукцию в России (а некоторые уже это и делают).

У такой формы возможного партнерства традиционно много сложностей. С одной стороны, заказчики привыкли в определенному уровню гибкости, которым обладают, например, китайские или корейские компании, и который в ближайшей перспективе недостижим для российских заводов. С другой стороны, для отечественных производителей производство продукции под другими марками означает необходимость изменения технологии работы и опасность попадания в зависимость от покупателей, так как речь идет обычно о значительных объемах продукции, продавать которую в случае разрыва отношений будет очень трудно. Насколько успешно может пойти данный процесс зависит от того, будут ли выработаны механизмы такого сотрудничества, гарантирующие взаимную выгоду и справедливое разделение инвестиций и рисков. Есть ощущение, что сегодняшняя ситуация объективно способствует подвижкам в этом направлении.

Несмотря на начавшееся оживление спроса и наступление высокого сезона продаж, сама структура покупательских предпочтений меняется в неблагоприятную сторону. Речь в данном случае идет о смещении покупательских предпочтений в сторону дешевого сегмента, что отметили многие из специалистов, с которыми удалось пообщаться. Вопрос цены традиционно превалировал над вопросом качества для массового сегмента российского рынка, но все-таки в последние годы средний и премиальный посудные сегменты получали приток новых покупателей. В текущих условиях качественной посуде пробиться на полки магазинов будет сложнее, а конкуренция в низком ценовом сегменте, как правило, не самое благодарное с точки зрения рентабельности дело. С другой стороны, снижение конкуренции в премиальном сегменте создает определенные условия для тех, кто на нем уже работает или стремиться работать.