Параметры кризиса на рынке посуды. Уровень жизни и динамика валютных курсов

Российской экономике в целом и рынку посуды в частности не привыкать к масштабным кризисам. Они случаются регулярно. Среднее поколение неплохо помнит три из них – кризис 1991-1992 года, когда прекратила свое существование плановая экономика, дефолт 1998 года и мировой кризис 2008 года. Четвертый кризис 2014 года разворачивается на наших глазах. Опыт, накопленный в предыдущие годы, дает некоторую пищу для размышлений о том, как может развиваться ситуация в ближайшем будущем.

К основным факторам, влияющим на ситуацию на рынке посуды, можно отнести два показателя (отчасти взаимозависимых) – уровень жизни населения и динамика курса рубля. Первый показатель является ключевым с точки зрения стратегии, его динамика имеет определенную инерционность и его нужно учитывать в средне- и долгосрочных прогнозах. Курс валют важен тактически, так как его резкие и непредсказуемые изменения могут позитивно и негативно влиять на прибыльность компаний, работающих на рынке посуды. Кроме того, курс валют в значительной степени определяет ситуационное поведение потребителей, стимулируя, или, напротив, угнетая их покупательскую активность.

Один из главных статистических показателей уровня жизни, динамика реальных располагаемых доходов, пока колеблется вокруг нулевой отметки. По данным Росстата, в первом квартале 2014 года было зафиксировано его снижение на 2,5% по отношению к аналогичному периоду 2013 года, по итогам первого полугодия снижение составило 0,2%, а за январь – сентябрь доходы выросли на 0,7%. Темпы роста доходов заметно снизились по сравнению с не самым благополучным 2013 годом (тогда рост реальных располагаемых доходов составил 2,5%), но пока могут удержаться от того, чтобы по итогам года не уйти в минус.

Другой важный показатель – заработная плата – также пока незначительно, но растет. Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2014г., по оценке, составила 31071 рубль и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 6,9%, в январе-сентябре 2014г. - на 9,5%. С учетом индекса инфляции, рассчитываемом Росстатом, рост реальной начисленной зарплаты за январь-сентябрь 2014 года составил 2,1% .

Количество безработных в сентябре 2014 года сократилось по сравнению с сентябрем прошлого года на 6,8%.

Все эти показатели говорят о том, что если, как предсказывают практически все эксперты, ситуация будет продолжать ухудшаться, определенный запас прочности у экономики есть. Для участников рынка посуды это хорошая новость, так как означает, что есть время для подготовки взвешенных решений о том, как работать на рынке дальше.

С курсом валют все сложнее. В последние месяцы он устойчиво растет, что вносит некоторую нервозность в деятельность участников рынка. В течение последних лет большинство компаний привыкли к стабильным ценам, которые меняются раз-два в год примерно на уровень инфляции. Развившийся сетевой ритейл к ценам относится более, чем трепетно, работая по длительным договорам и не приветствуя, мягко говоря, никакие корректировки цен со стороны поставщиков посуды, благо, конкурентная ситуация этому вполне благоприятствовала – всегда можно было заменить одного поставщика другим. Но если рубль будет и дальше падать также, как сейчас, вполне возможно, что придется вспомнить опыт начала нулевых, когда практически все участники рынка меняли ценники и по необходимости в зависимости от изменения курса валют, а зарплаты сотрудников номинировались в у.е. Возврат к практике частого пересмотра цен поначалу будет означать гарантированное падение спроса, однако позволит контролировать рентабельность.

С другой стороны, резкое падение рубля создает краткосрочную ситуацию, которая может стимулировать спрос. К концу года многие игроки посудного рынка подошли со значительными товарными остатками, что сдерживает рост цен. Если переводить стоимость посуды в доллары или евро, то она часто оказывается дешевле той, что продается в Европе. Иными словами, для покупателей пока выгоднее делать покупки в магазине, чем избавляться от рублей, переводя их в доллары или евро.

Как показывает опыт аналогичных ситуаций, обесценение национальной валюты сопровождается желанием от нее избавиться, в том числе и с помощью покупки товаров для повседневного потребления. Данный фактор может быть резко усилен, если вдруг в экономике будут введены какие-либо ограничения на валютные операции. Кроме того, выгодность покупки посуды именно сейчас вполне можно использовать и в качестве аргумента для рекламного продвижения посуды.

Снижение курса рубля и начавшийся сезон активных продаж также создают хорошие возможности для тех компаний, кто рассматривает возможность ухода с рынка посуды, так как благоприятствует решению главной проблемы в такой ситуации - распродаже товарных остатков. В меняющихся условиях можно ожидать некоторое снижение конкуренции и сокращение поставок, в результате чего продать более-менее ликвидный товар по хорошим ценам будет проще.