Осенние перспективы. Рынок посуды в преддверии сезона высоких продаж

Сегодня – последний день июля, и можно говорить о том, что сложный весенне-летний сезон подошел к концу. В августе рынок посуды ждет небольшое оживление за счет товаров для консервирования и переработки плодоовощной продукции, да и многие потребители, использовав свои отпуска, будут возвращаться в привычный ритм жизни и покупать предметы домашнего обихода. Вместе с тем август – месяц, когда принимаются ключевые для наступающего сезона решения, особенно теми компаниями, которые зависят от импорта. и есть резон подумать о том, что будет происходить с рынком посуды в наступающий осенне-зимний сезон.

Самая сложная ситуация, безусловно, у импортеров. С третьей декады июля вновь стремительно стал дешеветь рубль, и, несмотря на то, что Центральном банку удалось немного выправить ситуацию, фактор полной непредсказуемости ситуации на валютном рынке остается и сильно осложняет импорт. Период от размещения заказа до получения готовой продукции на российский склад может составлять несколько месяцев, а это, по сегодняшним меркам, достаточный срок для того, чтобы ситуация в экономике могла сильно измениться. Курс основных валют по отношению к рублю же слишком важен - он влияет на стоимость товара и его конкурентоспособность, на рентабельность и устойчивость бизнеса. Правда, в условиях валютной неопределенности оказываются все импортеры, которые пока по-прежнему конкурируют между собой, и здесь ни у кого нет особых преимуществ. Единственное, нужно отметить рост американского доллара по отношению к евро, что увеличивает конкурентоспособность европейских товаров по сравнению с товарами из Китая и других стран, ведущих расчеты в долларах.

Помимо необходимости прогнозирования валютного курса импортерам понадобится и оценка и прогнозирование имеющихся товарных запасов на рынке посуды. Прошлый сезон прошел под знаком избыточных складских остатков, в этом году эта проблема в значительной степени решена. Что будет осенью, зависит от того, каким будет спрос и насколько осторожными в закупках будут игроки рынка. Пока варианты с дефицитом предложения и его избытком в разных сегментах рынка кажутся одинаково вероятными. Для принятия упреждающих решений о закупке импортерам можно посоветовать только регулярный анализ данных ВЭД по посудным группам и постоянный мониторинг доступной розницы на предмет покупательской активности, заполняемости полок, ценовой динамике. Причем мониторить в идеале лучше разные магазины – от сетевых ритейлеров до оптово-розничных складов и небольших торговых точек.

Если продолжить рассуждения на тему маркетинга, то с августа вообще можно смело рекомендовать интенсифицировать работу, связанную с изучением рынка и выделить на это дополнительные ресурсы. В кризис лучше обходиться без неудачных решений, а для этого компаниям нужно иметь максимально полное представление об общей ситуации, о том, как чувствуют себя поставщики, клиенты и прямые конкуренты, как меняются запросы конечных покупателей.

Ключевым конкурентным преимуществом на рынке посуды этой осенью станет предсказуемость. Уже сейчас это ощущается довольно остро - многие компании под воздействием внешних факторов постоянно меняют условия работы, ценовую и ассортиментную политику и т.д.. Постоянная неопределенность в поведении партнеров подчас становится серьезной проблемой. Те игроки рынка, которые смогут придерживаться понятной и предсказуемой политики, окажутся в выигрыше.

У компаний, которые пойдут этой осенью на риск и сделают ставку на развитие, шансы на успех будут достаточно высоки. Наступающий сезон – лучшее время для агрессивных действий на рынке посуды. Если есть возможность усилить отделы продаж, это стоит делать. Оптовики и розничные компании будут интенсивно искать способы оптимизации деятельности, и лица, ответственные за закупку товаров, скорее всего, станут гораздо более открытыми для новых предложений. Это же, хотя и в меньшей степени, относится и к расширению ассортимента. Кризис заставил многих сократить товарную номенклатуру, и многие ниши на рынке стали более свободными. Грамотная рекламная поддержка продаж и участие в профессиональных выставках в текущих условиях могут дать очень хорошие результаты по расширению клиентской базы.

С высокой степенью определенности можно предсказать, что спрос на рынке дешевой посуды и кухонной утвари будет как минимум не хуже прошлогоднего - база людей с низкими доходами увеличивается. Посуда же хоть и не является предметом первой необходимости, но надолго решение о ее покупке оттягивать нельзя, особенно с учетом того, что недорогие товары часто и служат недолго. Переход в дешевый сегмент людей, ранее покупавших качественную посуду, может активизировать спрос на доступные по цене, но функциональные и долговечные товары – этим можно воспользоваться как темой для рекламных коммуникаций.

В премиум-сегменте, скорее всего, не стоит ожидать сильного падения спроса. Шок от негативных изменений прошел, и покупатели, у которых есть финансовые возможности, возвращаются к привычным моделям потребления. При прогнозировании продаж не стоит забывать про ажиотажный всплеск спроса в конце прошлого года на фоне падения рубля – в этом году, даже если ситуация повторится, вряд ли он будет таким сильным.

Спрос на посуду среднего сегмента в наступающем сезоне предсказать труднее всего, так как очень многое будет зависеть и от экономических факторов, и от того, как поведут себя игроки рынка посуды. Несмотря на то, что социальная база людей, покупающих качественную посуду, сокращается, средний сегмент останется привлекательным с точки зрения объема и рентабельности. Но работа с ним сегодня требует нестандартных решений и дополнительных усилий, особенно в части информирования и рекламы. Сегодняшний покупатель стал осторожным и рассудительным, склонным к анализу и сравнению разных продуктов.