Сезонные предпочтения. Какая посуда интересует покупателей?

Сезон высоких продаж на рынке посуды 2015 – 2016 года начался на фоне продолжающихся изменений в поведении покупателей, обусловленных ухудшением экономической ситуации. Снижение доходов людей заставляет их искать новые модели потребления, в том числе заметно меняется алгоритм принятия решений. Мы продолжаем отслеживать смещение интересов потребителей посуды с помощью статистики поисковых запросов «Яндекса» - этот простой и доступный инструмент является отличным источником поводов для размышлений.

За последние три месяца 2015 года количество поисковых запросов со словом «посуда» по данным статистики Яндекс. Директ снизилось на 4%*. До этого в течение первых трех кварталов динамика была положительная, что заставляет предположить, что высокий сезон в этом году не полностью оправдает возлагаемые на него надежды.

Отмеченные нами ранее главные тренды середины 2015 года, когда стал очевидным интерес к посуде недорогой и/или отечественной, продолжили укрепляться и в конце года. За октябрь-декабрь количество поисковых запросов по словосочетанию «российская посуда» выросло на 74%, а по словосочетанию «недорогая посуда» - на 39%. Также наблюдается заметное повышение интереса к качественной посуде – количество запросов по этому словосочетанию выросло на 79%.

Интерес к посуде из разных материалов не показал никаких особенных колебаний по сравнению с концом 2014 года. Поисковых запросов по «эмалированной посуде» и «нержавеющей посуде» стало чуть меньше (на 2% и 5% соответственно), по чугунной посуде – чуть больше (на 1%). Подобная картина с незначительными колебаниями наблюдается и других товарных группах. Исключение здесь составляет лишь выросший в полтора раза интерес к словосочетанию «стеклянная посуда», обусловленный, судя по всему, масштабной акцией по посуде из жаропрочного стекла Thomas в магазинах «Магнит».

Если посмотреть на известные европейские посудные марки, то большинство из них потеряло в популярности, но в разной степени. Так, количество запросов со словом Tefal снизилось на 7%, Ballarini – на 14%, количество запросов по марке Luminarc – всего на 3%. Но есть и те марки, интерес к которым вырос, например, Le Creuset (рост числа поисковых запросов на 25%). Из популярных марок, продающихся с помощью сетевого маркетинга, сильно пострадала Zepter – интерес к ней упал на 27%, а вот количество запросов по Tupperware по сравнению с концом 2014 года практически не изменилось.

Интерес к так называемым «псевдоевропейским» марки также заметно снижается. Интерес к Berghoff сократился на 28%, к Gipfel и Rondell – на 13%, Bergner – на 16%, Vitesse – на 17%.

Российским производителям в основном удается использовать шансы, которые дает им нынешняя экономическая ситуация. Так, количество поисковых запросов по торговой марке Scovo увеличился на 19%, по «Стальэмали» - на 9%, «Нева металл посуда» - на 24%; количество запросов по словосочетанию «посуда Амет» выросло на 12%, а по словосочетанию «сковорода VARI» - на 129%. Но и здесь есть исключения: количество поисковых запросов по словосочетанию «посуда Гурман» сократилось на 12%.

Интересно также наблюдать, как меняется интерес к специализированным магазинам. Так, количество запросов «Посуда Центр» выросло на 7%, что, в общем, немного с учетом продолжавшейся в 2015 году территориальной экспансии. Количество поисковых запросов по «Уютерре» сократилось на 16%, «Cook House» - на 20%, «Дому Фарфора» - на 10%, зато вырос интерес к магазинам Williams Oliver – на 20%. Название российской сети магазинов «Императорский фарфор» в конце 2015 года искали на 11% чаще, чем в конце 2014 года. Вместе с тем, интерес к покупке посуды через интернет продолжает расти - количество запросов по фразе "интернет-магазин посуды" выросло на 17%. Видимо, по мере оскудения ассортимента на полках магазинов, покупатели с большей готовностью рассматривают вариант приобретения продукции онлайн.

В целом даже по данным статистики Яндекса видно, что в посудном сегменте идут масштабные процессы перераспределения рынка между разными игроками. Те компании, которые в силу субъективных усилий или благодаря стечению обстоятельств оказываются более адекватными новым требованиям покупателей, «набирают очки», другие, напротив, теряют позиции. В 2016 году данный процесс, скорее всего, ускорится, результаты чего будут видны уже в ближайшем будущем.

*Здесь и далее приведены данные по количеству запросов за октябрь-декабрь 2015 года по сравнению с октябрем-декабрем 2014 года.