Наступление апреля для игроков рынка посуды традиционно означает фактическое завершение высокого сезона продаж. По мере того, как погода становится теплее, сильно меняется стиль жизни и структура расхода потребителей, которые постепенно будут переключают свое внимание на траты, связанные с летним отдыхом и отпусками, ведением дачного хозяйства, ремонтными работами и т.д., в то время как расходы на домашнюю утварь снижаются. Для специалистов посудного рынка весна и лето – это время, когда благодаря падению интенсивности продаж появляется время для совершенствования бизнес-процессов и подготовки к новому сезону. А для того, чтобы понять, что делать в ближайшем будущем, не лишним будет зафиксировать текущее положение дел.
В целом экономическая ситуация в октябре 2015 – марте 2016 года продолжала оставаться сложной, что сказалось и на поведении потребителей. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 4 квартале 2015 года сократился на 12,7%, а в 1 квартале 2016 года – на 5,4%. Одна из тревожных тенденций – сокращение трат покупателей на непродовольственные товары. Впрочем, на расходах на посуду это пока сказалось в меньшей степени - сокращение спроса здесь исчисляется пока в пределах нескольких процентов.
Индекс потребительской уверенности, измеряемый Росстатом, по итогам сезона на конец 1 квартала оказался чуть выше прошлогоднего уровня: (-30%) против (-32%).
С определенностью можно сказать, что новые экономические условия (в первую очередь падение рубля) идут на пользу российским производителям посуды. Это выражается как в улучшении финансовых показателей (выручка российских производителей посуды выросла примерно на 20-23%), так и в увеличении инвестиций в производство. Практически все предприятия, не имеющие проблем с менеджментом, сегодня работают в условиях, когда спрос на их продукцию превышает предложение, а самые «продвинутые» пользуются моментом для модернизации производства и наращивании мощностей. В качестве примеров можно назвать компанию «Нева металл посуда», запустившей новый современный завод в Санкт-Петербурге, компанию «Борисовская керамика», вышедшую на финальный этап по выпуску посуды из полуфарфора, ПК «Дулевский фарфор», который провел модернизацию и готовится запустить новое для себя направление посуды из каменной керамики.
Для импортеров сезон получился неоднозначным. С одной стороны, подорожание посуды продолжило негативно влиять на спрос. С другой стороны, оказавшись на грани выживания, некоторые компании-импортеры сумели сильно повысить эффективность своей деятельности. Это отразилось в готовности работать с меньшими, чем до кризиса наценками, в динамичной смене ассортимента в пользу более доступных товаров, а также в повышении маркетинговой активности, рассчитанной на новую модель потребления, в центре которой оказалось желание покупателей сэкономить. В течение всего сезона импортеры посуды организовывали различные акции для покупателей, которые по некоторым товарным группам даже позволили увеличить объем импорта по сравнению с докризисным 2013 годом. В целом рынок импортной посуды продолжает заметно меняться – многие марки исчезают с полок магазинов, а их место занимают более устойчивые бренды.
Можно наблюдать, как сегодня складывается новый баланс между импортной и российской посудой. В то время, как в ответ на выросший спрос и растущие издержки отечественные производители повышают цены, среди импортеров происходит «естественный отбор», в результате которого в целом импорт становится более конкурентоспособным. Уже сегодня видно, что ценовое преимущество российской посуды постепенно утрачивается, что наверняка позволит импортерам частично вернуть утраченные позиции уже ближайшей осенью.
В специализированной посудной рознице прошедший сезон обошелся без драматических событий – практически все крупные игроки отработали сезон без серьезных потерь. Здесь также можно было наблюдать работу по повышению эффективности, которая заключалась в закрытии нерентабельных магазинов (этот процесс в летний сезон скорее всего продолжится), в усилившемся давлении на поставщиков, повышении акционной активности. Несмотря на то, что в сегменте посуды и товаров для дома дела идут не очень хорошо, посудный рынок все равно выгодно отличается от других смежных рынков (мебели, крупной бытовой техники и т.д.), где падение спроса идет более быстрыми темпами. Это способствует тому, что некоторые компании видят свой резерв в сегменте посуды и товаров для дома. В качестве примера можно назвать развитие новых сетевых форматов Goood's House (ГК «Ташир»), МОСХОЗТОРГ, планы по развитию новой концепции Home сети мебельных магазинов Hoff.
В интернет-торговле посудой в течение сезона наблюдался рост порядка 20%. Онлайн-продажи по-прежнему остаются одним из резервов роста, хотя уровень конкуренции способствует тому, что мелкие компании постепенно вытесняются крупными игроками, которые либо давно и успешно специализируются на интернет продажах, либо имеют резервы в виде реальных магазинов, с помощью которых обеспечивается недорогая и быстрая доставка товаров покупателям.