Осеннее настроение

Высокий сезон спроса на рынке посуды только набирает обороты и есть еще время до декабрьского пика продаж. В холодное месяцы года поведение покупателей меняется – они больше времени проводят дома, больше готовят, а выходные часто заполняют походами по магазинам и торговым центрам. В этом году специалисты отмечают раннее оживление продаж, и сейчас самое время посмотреть на то, что происходит с бюджетом и настроением потенциальных покупателей и попытаться понять перспективы посудного рынка на ближайшие месяцы.

Для начала обратимся к статистике. По данным Росстата, оборот розничной торговли в сентябре 2016 года сократился на 3,6% по сравнению с сентябрем 2015 года. В прошлом году динамика была заметно хуже и темпы падения показателя составляли 10,7%. Видна следующая тенденция – падение в торговле продолжается, но темпы ощутимо снизились. Аналогично развивается ситуация с реальными располагаемыми доходами россиян. В сентябре этого года они сократились на 2,8%, при этом по сравнению с сентябрем 2015 года динамика лучше в 2 раза (сокращение реальных располагаемых доходов сентября 2015г. к сентябрю 2014г. составило 6,1%).

Замедление ухудшения в личном благополучии положительно влияет на активность покупателей. Так, аналитический департамент Sberbank CIB в своем ежеквартальном исследовании «Потребительский индекс Иванова» отмечает позитивные изменения: индекс покупательской активности в 3 квартале 2016 года вырос до минус 15%, в то время как в 3 квартале прошлого года он был на уровне минус 24%. Сдвиги в потребительских ожиданиях в сторону большей уверенности зафиксировал и Росстат.

В целом, можно говорить о том, что объем кошельков наших покупателей продолжает сокращаться, но психологически ситуация по сравнению с прошлым годом стала заметно лучше: шоковое состояние прошло и появилось ощущение того, что ближайшее будущее не грозит какими-то серьезными экономическими потрясениями. Повышение уверенности позволяет людям спокойнее совершать повседневные покупки.

Теперь обратимся к статистике поисковых запросов Яндекса. Здесь ситуация выгляди еще более благоприятно. В сентябре 2016г. количество запросов со словом «посуда» увеличилось до 1,6млн, что на 33% лучше аналогичного показателя прошлого года. Причем позитивные изменения видны уже с июня этого года, то есть можно говорить об устойчивом изменении ситуации в лучшую сторону.

Среди ключевых особенностей наступившего сезона – восстановление спроса на продукцию среднего и премиального сегментов. После провала прошлого года вместе со стабилизацией курса валют покупатели вновь начинают обращать внимание на качественную посуду, тем более что и предложение также стабилизировалось – импортеры в последнее время адаптировали ассортимент под изменившиеся условия и постепенно возвращают утраченные позиции, есть рост предложения посуды среднего уровня и со стороны российских производителей.

Другая особенность этого сезона - растущая привычка покупателей к акциям и распродажам. С начала кризиса компании и ритейлеры с очень высокой интенсивностью использовали данный инструмент, и это не могло не сказаться. Если в недавнем прошлом акции были скорее способом подвигнуть покупателя на незапланированную покупку, то теперь они являются для большинства людей обязательным условием, и по обычным ценам посуду приобретают все меньшее число потребителей. Удивляет и размер скидок, надписи на ценниках -30% и даже -50% стали обычной вещью. Конечно, часто скидки являются способом манипуляции, когда на ценнике ставится "старая" цена, значительно превышающая реальную, и от нее рассчитывается скидка. Но, все таки в большинстве своем по акциям предлагается посуда по действительно привлекательным ценам, часто сопоставимым с официальными заводскими ценами. Даже в сезон высокого спроса и задолго до новогодних продаж скидочные акции перманентно проходят практически во всех крупных сетях и в интернет-магазинах. На этом фоне увеличивается разрыв между ценами на аналогичную продукцию в сетях и в обычных посудных магазинах несетевого формата, что плохо сказывается на развитии и самочувствии последних. Как рынок будет преодолевать "скидочную зависимость", пока не ясно.

Другой аспект акций – увеличение их значения с точки зрения продвижения брендов. На рынке посуды совсем мало торговых марок, одновременно являющихся и узнаваемыми, и обладающими хорошей репутацией. Массовые акции лояльности в сетях способствуют росту интереса к торговым маркам со стороны покупателей. Это хорошо заметно в динамике числа поисковых запросов Яндекса – в период проведения акций в кривой наблюдается резкий рост. Так было с марками Fissler (акция в сети О'Кей), Fontignac (акция в «Ленте»), Berndes (акция в «Billa»), Sabatier (акции в «Дикси», «Седьмом континенте» и др.) и со многими другими.

Из долговременных трендов можно отметить продолжающийся рост доли интернет-продаж. Это глобальная тенденция, которая наблюдается во всех развитых и развивающихся стран мира. В России онлайн-продажи посуды и других товаров находятся в начальной стадии, поэтому и темы роста достаточно высокие. При этом в посудном сегменте есть дисбаланс, когда спрос превышает предложение, так как посудных интернет-магазинов с хорошим уровнем сервиса, постоянным наличием товаров по привлекательным ценам относительно немного. Из самых ожидаемых событий в этой связи – открытие интернет-продаж компании ИКЕА в Москве и Санкт-Петербурге, к которому, как известно, шведская компания тщательно готовится, но конкретные сроки пока не называет.

Если в нашей стране не произойдет каких-то событий, которые серьезно повлияют на экономику и на жизнь людей, в этот осенне-зимний сезон можно рассчитывать на увеличением продаж по сравнению с прошлым годом. Но в крупных городах с развитым крупноформатным сетевым ритейлом ценовая конкуренция станет жестче, прежде всего из-за сформировавшейся привычки покупателей к серьезным скидкам и ориентацией на цену как один из главных критериев при выборе посуды.