В начале 2016 года вряд ли кто из игроков рынка посуды мог похвастаться излишком оптимизма. Длительное сокращение доходов покупателей и рост издержек способствовали выбору крайне осторожных моделей ведения бизнеса. Возможно, эта осторожность и привела к тому, что в целом 2016 год для большинства компаний стал в итоге относительно неплохим, хотя трудностей и неприятных моментов хватало с избытком.
По скорректированной оценке Минэкономразвития России итоговое сокращении оборота розничной торговли за 2016 год составит 4,9% (за период с января по ноябрь показатель был на уровне -5,1%). По сравнению с прошлым годом (-10%) динамика стала менее болезненной. А вот падение уровня жизни населения было более заметным – реальные располагаемые доходы сократились почти на 6% (в 2015 году было -3,2%).
На рынке ситуация относительно неплохая - промежуточные данные позволяют говорить о том, что он по итогам 2016 года сократится совсем немного, в пределах 1-1,5%, что по нынешним временам неплохо. Из неприятных моментов - в 2016 году продолжился тренд на увеличение разрыва в продажах между высоким и низким сезоном, в результате чего весенне-летний период становится переживать все сложнее и сложнее. В этом плане вряд ли 2017 год будет, скорее всего, еще более трудным.
В ритейле самым неприятным и масштабным событием стало банкротство компании «ПланетаСтрой», управляющей сетью «Уютерры». Компания подошла к 2016 году с 13% падением продаж и фактически с нулевой прибылью и не смогла выправить ситуацию, инициировав в июне процедуру по введению внешнего управления. Общий долг «Уютерры» перед поставщиками оценивается примерно в 1,5 млрд. рублей, примерно 25% приходится на поставщиков посуды, кухонных и столовых аксессуаров. Для многих компаний, работающих с данной сетью, долги ритейлера оставили серьезную финансовую брешь, совершенно нежелательную в условиях кризиса.
Вместе с тем случай с «Уютеррой» не стал началом повсеместного краха специализированной розницы в сегменте посуды и товаров для дома, это скорее, иллюстрация к стратегическим просчетам руководства и ограниченность конкретной модели бизнеса. Отрадно отметить, что неплохо в 2016 году чувствовали себя посудные магазины, работающие с акцентом в премиальный сегмент – такие сети магазинов, как CookHouse, Kuchenland Home, Aura of BOHEMIA, МОСХОЗТОРГ, Williams Et Oliver и другие продолжали успешно развиваться.
В крупных федеральных сетях посуда в 2016 году была одним из самых ходовых товаров для акций лояльности, что очевидным образом стимулировало покупательский спрос. Да и в целом площади, отведенные под посуду, по субъективным ощущениям, немного увеличились, как и увеличилось разнообразие представленных товаров. Высокая интенсивность посудных акций сыграла не последнюю роль в том, что рынок посуды потерял в объеме меньше, чем другие сегменты товаров народного потребления.
Новый импульс в уходящем году получила интернет-торговля. В условиях, когда приходится экономить, но не хочется отказываться от привычного уровня качества, интернет является одним из удобных инструментов по поиску подходящей посуды и наиболее выгодных предложений на нее. Примечательно, что одновременно растут интернет-продажи у российских магазинов, и поставки посуды из-за рубежа, причем в этом году наметилось явное повышения интереса наших покупателей к китайским онлайн-магазинам.
В 2016 году начал восстанавливаться импорт. Причины – позитивная динамика курса рубля и его приличное укрепление к концу года (на начало 2016 года евро стоил 79,64 рубля, сегодня - 63,49; доллар в начале года стоил 72,93 рубля, сегодня - 60,67 руб.), адаптация ввозимого ассортимента к изменившимся финансовым возможностям покупателей, сокращение числа игроков, которое до кризиса было избыточным и порождало нездоровую конкуренцию.
В 2016 году на российский рынок вернулось много европейских марок, потерявших своих представителей в 2014-2015 году. Более выгодный курс евро по сравнению с долларом США увеличивает конкурентоспособность европейской продукции, и работать с поставщиками из стран Евросоюза вновь становится выгодным. Возможно, в 2017 году мы увидим существенное увеличение числа российских посетителей на выставке Ambiente, которая пройдет в феврале.
Введение таможенных пошлин на продукцию из Украины не оказало видимого влияния на импорт из посуды из этой страны. За январь-август 2016 года импорт украинской эмалированной посуды вырос в натуральном выражении на 64%, чугунной посуды без покрытия – на 27%, объем поставок литой алюминиевой посуды сократился на 7%, а жаропрочной керамики – на 2%.
Для производителей 2016 год стал одним из самых удачных за последние годы. Тренд на импортозамещение облегчил российским предприятиям процесс попадания на полки федеральных сетей и обеспечил более выгодные позиции для торга с оптовыми покупателями. К числу самых значимых событий уходящего года в производстве можно отнести открытие нового завода «Нева металл посуда» в Санкт-Петербурге и принятие решения о строительстве завода Arc International в Калининграде (само строительство начнется в начале 2017 года, а запуск – в 2018 году).
Если говорить о специализированных выставках, то здесь ситуация осталась без особых изменений. Безусловным лидером среди выставочных проектов России в сегменте посуды для потребителей остается HouseHold Expo, лидером в сегменте профессиональной посуды – «ПИР». В 2016 году выставка «Консумэкспо» впервые прошла в новые даты (21 по 25 ноября), но пока ни о каком возвращении старейшей посудной выставки на былые позиции речь не идет.
Под конец 2016 года случилось примечательное событие – организаторы выставки HouseHold Expo объявили о учреждении новой профессиональной премии в области товаров для дома HouseHold Russia Award, первое вручение которой пройдет уже этой весной. Факт появления подобного конкурса можно только приветствовать – на рынке посуды и товаров для дома в последнее время в России появляется достаточно много интересных товаров, которые заслуживают того, чтобы быть отмеченными.
2017 год обещает обещает быть не хуже уходящего. Можно ожидать дальнейшее замедление спада экономики и укрепление рубля, который впрочем, вряд ли усилится до такой степени, чтобы посуда, производимая в России, потеряла в своей конкурентоспособности. В розничной и оптовой торговли вероятны неприятные сюрпризы, ждать и готовится к ним стоит ближе к весенне-летнему сезону.