В последнее время динамика рынка посуды мало кого радовала. С 2014 года продажи из года в год сокращались, также падал и уровень жизни российских граждан, что сопровождалось, в том числе, и существенными изменениями в покупательском поведении. Уходящий 2017 год с этой точки зрения имеет шансы стать переломным – со второй его половины розничный оборот хотя и совсем немного, но стал расти. Разные секторы потребительского рынка по-разному восприняли позитивные изменения: так, продажи новых автомобилей существенно выросли, а вот динамика рынка бытовой техники осталась близкой к нулевому уровню. В посудном сегменте ситуацию развивается по консервативному сценарию и колебания спроса пока укладываются в статистическую погрешность.
По итогам периода с января по ноябрь 2017 года оборот розничной торговли в РФ прибавил 1%. Декабрь еще не закончился и, теоретически, может преподнести какие-то сюрпризы, но вряд ли их влияние на итоговый результат превысит доли процента. При этом реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться: за те же одиннадцать месяцев они сократились на 1,4%. Судя по всему, люди уже устали от постоянного режима экономии и понемногу сокращают долю средств, направляемых на сбережения. Вместе с тем, резервов на то, чтобы существенно увеличить потребление, у них пока нет.
В 2017 году сложилась ситуация, когда рынок уже перестал сильно падать, но еще не начал расти, и на этом фоне особенно интересно было наблюдать за процессами изменения баланса сил. Один из наиболее заметных трендов – рост популярности онлайн-продаж. Этому способствовало несколько факторов. Первый из них – развитие логистики и усиление глобальных игроков вроде Aliexpress, с их огромных выбором и низкими ценами. Второй фактор – ограниченный выбор посуды в традиционной рознице. Оптимизация ассортимента в оффлайн-магазинах, обусловленная борьбой за выживание, привела к тому, что очень много посудных марок и нишевых товаров из среднего и премиального сегмента доступны сегодня только в интернет-магазинах. Соответственно, для многих потребителей, особенно в небольших городах, интернет остается единственным каналом для покупки посуды, не вписывающейся в узкие рамки массового спроса. Третий фактор – долгосрочная тенденция по вовлечению в интернет-покупки все большего количества людей. Уровень удобства онлайн-шопинга на рынке посуды уже достиг такого значения, что риск разочароваться в первой покупке минимален, и, открыв для себя интернет, покупатели в дальнейшем только наращивают объемы и частоту покупок по сравнению с традиционной розницей.
Развитие интернет-продаж хотя и идет заметными темпами, но еще далеко от того, чтобы стать реальной угрозой для обычных магазинов. 2017 год стал достаточно позитивным для специализированной розничной торговли посудой и товарами для дома. Настоящим феноменом стала сеть «Галамарт», за год открывшая порядка сотни магазинов. Формат, предполагающий очень низкие цены на товары и торговые точки в местах с хорошей проходимостью, стал очень популярным как у партнеров по франшизе, так и у конечных покупателей. Выросшая из уральского региона, сеть «Галамарт» оказалась очень понятной для российской провинции и небольших городов, с ее яркой рекламой и умением не только продавать посуду и товары для дома, но и развлекать покупателей.
На другом полюсе успешно развивающейся посудной розницы - московская сеть «МосХозТорг» со своими респектабельными хозяйственными магазинами у дома, число которых в 2017 году было доведено до 70-ти (причем большая часть объектов сосредоточена в пределах Третьего транспортного кольца). В числе преимуществ «МосХозТорга»: отличный портфель брендов, в том числе и европейских из средней и премиальной категорий, шаговая доступность магазинов для многих жителей Москвы, развитая система онлайн-продаж.
Изменения, происходящие с импортом, во многом были обусловлены колебаниями валютных курсов. В течение 2017 года евро стал ощутимо дороже на фоне доллара, что способствовало укреплению позиций компаний, работающих с китайскими поставщиками. Если ситуация здесь существенным образом не измениться, следующий год вполне может стать годом, когда посуда из Китая будет возвращать утраченные за время кризиса позиции.
Отечественные производители посуды 2017 переживали по-разному. Позитивных моментов было достаточно много: в Белгороде вышел на проектные мощности завод по производству литой алюминиевой посуды с антипригарным покрытием «Гардарика», «Борисовская керамика» запустила проект по производству профессиональной посуды из низкотемпературного фарфора «Хорекс», в Батайске (Ростовская область) компанией «Арт-Дон» был построен завод по производству посуды из моллированного стекла. Практически все российские предприятия по производству алюминиевой посуды продолжали укреплять свои позиции за счет расширения ассортимента, повышения эффективность производства и совершенствования качества выпускаемой продукции. К негативным фактам можно отнести серьезные проблемы у заводов «Фарфор Сысерти» и «Фарфор Вербилок», а также у АО «Труд» из г. Вача Нижегородской области. Также стоит отметить и возникшие трудности в строительстве нового завода Arc Internatonal в Калининградской области.
Строить прогнозы на следующий год сейчас достаточно сложно: в России последних лет экономика сильно зависит от политики. В марте 2018 года пройдут президентские выборы, и, хотя результат заранее известен, влияние, которое они будут оказывать в том числе и на бизнес, предсказать невозможно: у нашего правительства сегодня нет ясной программы действий даже на ближайшие месяцы, законы вносятся на рассмотрение и принимаются в считанные дни, не давая бизнесу и простым людям возможности к ним толком подготовиться.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году оборот розничной торговли должен выйти на рост до 5,3%, уровень инфляции ожидается в 4,3%. Также даже в базовом сценарии ожидается преодоление негативной динамики в доходах населения. Если все так и будет, 2018 год может стать достаточно благоприятным для большинства игроков рынка посуды, с различными возможностями по развитию посудного бизнеса, воспользоваться которыми мы и желаем всем нашим читателям.