Рынок посуды Северо-Западного федерального округа является, пожалуй, одним из самых сложных. Его специфика определяется совокупностью географических и экономических факторов. К основным экономическим характеристикам Северо-Западного региона можно отнести неравномерность развития входящих в него регионов. Наряду с относительно благополучным Санкт-Петербургом, который при нынешнем политическом режиме добился значительных экономических преференций и занимает одно из первых мест среди российских регионов по уровню и объему потребления, в состав округа входят гораздо менее успешные даже на общем фоне российской провинции регионы – Псковская, Новгородская, Вологодская области. С точки зрения географии, в первую очередь необходимо отметить достаточно большие, по европейским меркам, расстояния между областями, одна из которых, Калининградская, и вовсе не имеет сухопутной границы ни с одним российским регионом.
Площадь Северо-Западного федерального округа составляет 9,8% от территории России, на которой проживает чуть менее 13,5 млн человек (по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2009 года) – 9,5% от общего населения РФ. На а долю Северо-Западного федерального округа приходится приблизительно 9,17% от общего объема российского рынка посуды и кухонных принадлежностей (по данным на 1 июля 2009 года).
В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 административно-территориальных образований: две республики (Карелия и Коми), семь областей (Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская), город федерального значения - Санкт-Петербург, и Ненецкий автономный округ, входящий в состав Архангельской области. По величине доходов на душу населения лидером не только в рамках округа, но и в России в целом, является Ненецкий автономный округ. Выше среднероссийского значения уровень доходов в Санкт-Петербурге, Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми. Наименьшие доходы получают жители Псковской и Новгородской областях, в остальных регионах уровень жизни незначительно уступает среднему по РФ значению.
Население Северо-Западного федерального округа большей частью городское. Сельские жители составляют всего лишь около 17,5% от общего числа граждан. Треть населения округа проживает в Санкт-Петербурге - втором по величине (после Москвы) городе России.
Экономика Северо-Западного региона оказалась достаточно восприимчивой к последним негативным экономическим изменениям. Индекс снижения одного из ключевых показателей - оборота розничной торговли - за первое полугодие 2009 года почти в 1,8 раза превысил среднероссийский показатель (5,4% против 3%). В большей степени на кризис отреагировали Вологодская область, Санкт-Петербург и республика Коми, в наименьшей - Ненецкий автономный округ, Новгородская и Ленинградская области (в первых двух регионах экономическая ситуация в целом по данным официальной статистики даже улучшилась).
На территории Северо-Западного федерального округа располагаются производственные площадки нескольких ведущих производителей посуды, продукцию которых можно встретить далеко за его пределами. В первую очередь следует отметить завод «Северсталь-Эмаль» (торговые марки Vitross и «Северсталь-Эмаль»), лидера в сегменте эмалированной посуды, старейшее в России предприятие по производству посуды из фарфора «Императорский фарфоровый завод», производителей алюминиевой посуды с антипригарным покрытием – заводы «Нева-Металл Посуда» (торговая марка Petrogrand), «Ландскрона» (торговая марка VARI) и группу СЕБ (торговая марка Tefal) и производителя керамической посуды «Псковский гончар».
Несмотря на то, что через порт Санкт-Петербурга идет львиная доля импорта посуды и кухонных принадлежностей, петербургские компании-импортеры и по размерам, и по весу, за редким исключением, уступают московским. Это связано как с исторически сложившимся статусом Москвы как федерального логистического центра, так и с тем, что именно в столице созданы наиболее благоприятные условия для применения «серых» схем таможенного оформления импортируемых товаров, на которых строится бизнес многих игроков рынка посуды.
Московские дистрибьюторы посуды достаточно активно работают на рынке Северо-Запада. Санкт-Петербург, по вполне объяснимым причинам, является одним из первых городов, с которого начинается экспансия федеральных игроков. Свои филиалы в «северной столице» имеют большинство крупных московских дистрибьюторов посуды. В ближайшие к Москве регионы - Вологодскую и Новгородскую области - московские компании имеют возможность осуществлять прямые поставки. Помимо столичных компаний на рынке Северо-Запада работают дистрибьюторы и из других российских городов - Ростова, Нижнего Новгорода, Пензы и т.д.
Санкт-Петербург по праву считается колыбелью российской сетевой торговли. Именно здесь появились такие компании, как «Пятерочка», «Лента», «О'Кей», «Карусель» и другие. По уровню развития сетевой торговли Санкт-Петербург вполне может поспорить со многими европейским городами, свои магазины в городе имеют все основные розничные операторы (Ашан, Реал, Магнит, ИКЕА, Перекресток, Метро и т.д.). Достаточно широкий ассортимент посуды присутствует практически во всех питерских гипермаркетах, не говоря уже о сетевых магазинах, специализирующихся на товарах для дома. Продвижение продукции на полки сетей является одним из самых быстрых способов занять свою долю на рынке Санкт-Петербурга в том или ином сегменте посуды или кухонных принадлежностей. В остальных же регионах Северо-Запада сетевые магазины пока не стали доминирующей формой торговли, и частные магазины и розничные торговые точки по-прежнему играют значительную роль в качестве каналов сбыта.
Вкусы и предпочтения жителей, входящих в состав Северо-Западного федерального округа регионов, достаточно разнообразны. В отличие от южных регионов, в большей степени это определяется экономическими, а не культурными факторами. Пожалуй, можно выделить лишь единственную общую черту – большинство покупателей предпочитают спокойные цветовые и дизайнерские решения (за исключением красного цвета, любимого российскими покупателями практически повсеместно). Покупатели в Санкт-Петербурге больше ориентированы на продукцию среднего ценового сегмента и более требовательны к качеству и дизайну посуды. Жители менее благополучных регионов меньше внимания обращают на внешний вид и качество, и больше – на цену. Успехом пользуются как недорогие отечественные товары, так и дешевые китайские.