Крупные международные выставки, например такие, как Ambiente, куда приезжают производители со всего мира, дают возможность посмотреть на глобальный рынок посуды и товаров для дома в целом, оценить его масштабы и динамику, попытаться угадать тренды и новые зарождающиеся ниши. Это особенно важно с точки зрения планирования собственного бизнеса, осознания текущих проблем и путей их решения. Своими размышлениями, возникшими после посещения Ambiente, с нами поделился Константин Хлебников, генеральный директор компаний "Борисовская керамика" и "ХОРЕКС".
- Константин Анатольевич, что для вас Амбиенте, почему вы здесь с коллективом, хотя ваша компания, насколько мне известно, не экспонируется?
- Да, мы не выставляемся в силу ряда причин, но мы здесь действительно коллективом специалистов с целью изучения тенденций, анализа рынка и планирования своей деятельности на будущие периоды. Я, как руководитель предприятия и экспедиции, мой заместитель и начальник отдела продаж, как специалисты по маркетингу, дизайну и рынку и главный технолог, как аналитик и "шеф-повар" всех технологических процессов.
- Как вам выставка в целом?
- Выставка знаковая, интересная, как всегда довольно плотная по загрузке залов экспонентами, но, как мне показалось, немного грустная, да и ощущение не покидает, что 4 года назад посетителей было несколько больше. А отдельные павильоны вообще малопроходимы, и ввиду этого эффективность представления в них продукции, я бы сказал, сомнительна.
- В этом году максимальное количество отечественных предприятий смогли презентовать себя здесь, как вы это прокомментируете?
- Хорошо, что смогли, значит для этого появились желание и возможности, это радует, но есть сомнение что наша продукция здесь представляет какой-либо интерес, разве что, возможно, ценовой! Но то, что выехали, уже здорово, 18-й год покажет, интересна наша продукция миру или нет!
- Но вы сомневаетесь?
- Я сомневаюсь! Лучше бы мне ошибиться!
- Что нового, интересного, какие тенденции?
- Ну, если в общем, то это - аскетизм, минимализм и эффектное "бракоделие"!
Я конечно же больше о продукции фарфоро-фаянсовой отрасли, но похоже что, и в интерьере, и в посуде из других материалов, и в другой утвари одинаковые тенденции.
- Почему вы не принимаете участия в данном мероприятии как экспонент!?
- Мы пока не готовы.
- Для вас это дорого!?
- Вы знаете, дело даже не в финансах. Если ты понимаешь что у тебя не продукция, а манна небесная, то возьмёшь кредит в конце концов и будешь здесь. Нет, мы не готовы по сути, нужно ещё много работать над дизайнами, качеством и т.д., понимаете, сюда нужно везти что-то передовое, чем-то нужно удивить, поразить, заинтриговать, а привезти тоже самое, чего здесь и так воз и маленькая тележка, да это никому не интересно! Да и вообще, я считаю, что нужно сначала победить дома, накачать мускулы, а потом уже пробовать себя и на мировом уровне! Мы пока у себя дома свой рынок не отбили, а сюда бежать тем более мочи нет, обвалится рубль до 80-85 за евро, можно пробовать, но это будет просто эконом ниша, да и с нашей производительностью и аппетитами чиновников и энергопродавцов эффект будет не долгим, это уже проверено!
- Но производительность - это же ваша недоработка!?
- Конечно наша, только вот условий у нас нет, чтобы производительность эту увеличивать. Для этого деньги нужно вкладывать и не малые, а у нас бОльшая часть оставшихся предприятий пытается на плаву удержаться и коммерческие кредиты в этом отношении не помогут, больно дороги, те инвесторы, кто пришел и вложился, или не понимали что делают, или обсчитались, или патриоты. Все!
- Ну вот прямо так все и не рентабельно!?
- Прямо так! Пока есть Китай в тех ценах, в которых он есть, прямо так и не рентабельно!
- И какой выход вы видите для отечественного производства!?
- У каждого предприятия может быть свой индивидуальный выход. У кого-то появился адекватный инвестор, который пришел не заработать до обеда, а пришел всерьез и надолго, может больше за идею, и который готов ждать. Возможна ситуация по сращиванию производства с крупной торговой сетью, особенно если рубль просядет, или наши несменяемые правители выйдут из ВТО ввиду сильной обиды или неприязни к мировому сообществу, или ввиду экологии Китай будет вынужден ужесточать требования к предприятиям, а те, в свою очередь, будут вынуждены поднимать цены. В общем, какие-то варианты возможны, чтобы рентабельность отечественного производства увеличилась.
- А экономические реформы вы не рассматриваете!?
- Ну почему же, и это возможно, но с одной поправкой: в случае полной смены власти. Нынешняя власть на это не способна и быстрее Луна упадет на Землю чем команда Путина что то сделает для отечественного производителя! Последние 15 лет идёт методичное уничтожение производственных отраслей, причем целенаправленное!
- Ну, хорошо, а ввиду всего этого, что вы предпринимаете?
- Мы работаем над технологиями, дизайном, учимся, анализируем, механизируем, автоматизируем, уворачиваемся от фискально-бюрократических хотелок и пытаемся развиваться.
- А вас есть какие-либо видение движения вперёд?
- Есть, а как же без видения!? Называется оно "по ситуации!"
- Но это же невозможно!?
- Почему невозможно? Я так 12 лет развиваюсь, да и все наши производства, которые на глобальном рынке работают, именно так и существуют!
Есть деньги - вкладываешь в развитие, появилась проблема - туда деньги пошли. Нужно проблему сперва решить, чтобы уцелеть, уцелел - хорошо, опять заработал, опять в развитие вложил, вот такими поступательными движениями и живём!
- А какие вы сейчас проблемы имели ввиду?
- Да их на нашу голову так много, что все не перескажешь, начиная от регулярных повышений энерготарифов, изменений конъюнктуры рынка, и заканчивая фискально-бюрократическими опытами над нами.
- Ну хорошо, скажите, что в ближайшее время планируете делать на своем предприятии?
- Модернизация обжигового хозяйства, закончим переход на газ на первом производстве, строительство глинохранилища и увеличение мощностей массозаготовительного участка для фарфорового производства и формовочного цеха, плотнейшая работа по увеличению производительности на фарфоровом производстве, особенно то, что связано с приклейкой ручки к чашке, чайнику, бульоннице и т.д., еще приобретение 7 единиц технологического оборудования, работа по технологиям, связанным с покрытием, глубже не расшифрую, так как это уже из области профессиональных секретов, это из планов на ближайшие год - полтора при наличии финансовой составляющей.
- Сколько на это необходимо инвестиций?
- 22-25 миллионов.
- Долларов, евро?
- Нет, рублей!!!
- И что это вам позволит улучшить?
- Увеличит производство вдвое, улучшит качество изделий, расширит ассортиментные возможности, существенно удешевит продукцию.
- Константин Анатольевич, ну это из области фантастики! Всего 25 миллионов рублей и такой эффект!?
- Да всего 25 и такой эффект! А вы думаете, мы предыдущие 12 лет никуда не двигались и ничего не вкладывали!? Сильно двигались и сильно развивались, много вложили и денег и сил и труда и команду специалистов воспитали и создали, а теперь нужен последний рывок для окончания процесса глубокой технологической модернизации производства. Мы сможем и удивить и выжить, даже когда сильно штормит!
- А вы пробовали привлечь инвестиции для этих целей?
- Пробовал, и для этих целей и для прошлых, но получилось только один раз. Губернатор дал беспроцентный займ из областного фонда на создание производства профессиональной посуды из цветного фарфора, вот в этом направлении и развиваемся и займ возвращаем!
- А торговые сети в качестве инвесторов не пробовали привлечь?
- Пробовали, а оно им надо!? Они в Китае все купят без заморочек и вложений, не устроит Китай, съездят в Европу на Амбиенте, нафотографируют дизайнов и опять же сделают заказ в Китай, все!
Управились!
- Ну как-то просто у вас!?
- А что усложнять-то!? Вот так все и просто!
- Хотелось бы закончить на хорошей ноте!
- Давайте закончим на хорошей. Все у нас получится! Вот и закончили на хорошей!