Низкий сезон – 2018. На что надеяться и чего опасаться игрокам рынка посуды

Начиная с 2015 года сезон низкого спроса у игроков рынка посуды вызывал повышенную тревогу. Негативные тенденции в экономике вместе с сезонным снижением спроса создавали мультипликативный эффект, из-за чего продажи проседали ниже нормального уровня. Весенне-летний сезон этого года впервые за несколько лет может стать лучше прошлогоднего, если, конечно, не случатся непредвиденные события.

Судя по объективным показателям, экономика России приостановила падение и демонстрирует незначительные тенденции к росту. По данным Росстата, оборот розничной торговли растет уже третий квартал подряд. В 3 квартале 2017 года продажи выросли на 2%, в 4-м – на 3,3%, а в первые три месяца текущего года – на 2,2% (все статистические данные здесь и ниже приводятся в сравнении с соответствующими периодами прошлого года).

Первый квартал 2018 года стал также позитивным с точки зрения уровня жизни граждан. Впервые за несколько лет реальные располагаемые денежные доходы выросли: на 0,9% без учета единых выплат, произведенных в прошлом году, и на 3% с учетом данного эффекта.

Наблюдается положительная динамика и в потребительских ожиданиях. Индекс потребительской уверенности в январе-марте 2018 года поднялся на три пункта и составил -8%. Выше -10 пунктов данный показатель поднимался в последний раз в 2013 году.

Все эти показатели настраивают на то, что в этом году сезон низкого спроса может быть лучше, чем в последние годы.

Вместе с тем, на состояние потребительского спроса могут повлиять и другие факторы. В первую очередь неопределенность связана с введением американским правительством последнего пакета санкций в отношении отдельных российских граждан и компаний, одним из следствий которых стало ослабление рубля. Как показывает практика, резкое удешевление национальной валюты имеет несколько эффектов. В краткосрочной перспективе оно активизирует спрос на импортные товары (потребители стараются сделать покупки, не дожидаясь подорожания). Рост цен на импорт способствует укреплению позиций отечественных производителей, конкурентоспособность которых по сравнению с импортерами усиливается и улучшаются перспективы, связанные с экспортом.

Резкое снижение стоимости рубля может стать фактором отказа со стороны значимой доли российских граждан от зарубежного туризма в летний период и небольшого увеличения трат, связанных с отдыхом внутри страны, в том числе и на собственных дачных и приусадебных участках. С другой стороны, в июне в России пройдет Кубок мира по футболу, который должен оказать положительное влияние на экономику городов, в нем участвующих.

Из факторов, которые косвенно могут повлиять на рынок посуды и усложнить работу компаний – сложности с доступом к заемным финансовым ресурсам, удорожание материалов и комплектующих, транспортных услуг, рост цен на жилищно-коммунальные услуги, запланированный на это лето.

В целом перспективы на рынке посуды на ближайшие месяцы выглядят неплохими. Но главной проблемой, конечно, станет подготовка к сезону высокого спроса. Именно весной и летом планируются закупки на осенне-зимний период, а предсказать, что будет с нашей экономикой с наступлением холодов, в сложившейся ситуации практически невозможно.

© posudka.ru