В этом году начало весенне-летнего сезона для рынка посуды получилось совершенно непредсказуемым. Здесь и введенная в искусственную кому экономика, одновременно оставшаяся практически без поддержки со стороны властей, и закрытие внешних, а кое-где и региональных границ, и рубль, скользящий по наклонной плоскости. Многие обстоятельства, вроде сроков окончания необъявленного карантина и возвращения к привычному образу жизни, оценить сложно, но, тем не менее, можно выделить факторы, которые будут оказывать существенное влияние на объем и структуру спроса на рынке посуды в ближайшие месяцы.
Майские праздники, которые ранее были днями массового отъезда значительной части платежеспособных потребителей на отдых за рубеж или в курортные и туристические города России, в этом году пройдут в другом формате. Большинство людей будет вынуждено остаться дома, либо ограничиться выездами на дачу и на природу (власти этому не препятствуют в большинстве регионов). В этой связи вполне можно надеяться на хорошие продажи посуды и аксессуаров для приготовления блюд на открытом воздухе, а также товаров для дачи и отдыха.
Летние отпуска тоже пока под большим вопросом, поэтому стоит быть готовым к повышенному спросу на дачный и садово-огородный ассортимент в мае-июне. Также можно ожидать и более высокий, по сравнению с прошлым годом, спрос на товары для домашних заготовок и приготовления консервов.
Введенный режим принудительной самоизоляции способствует тому, что люди вынуждены больше готовить дома. По опыту Китая и других стран, в период карантина существенно вырастают продажи отдельных видов посуды для приготовления – форм для выпечки, специальной посуды для приготовления тех или иных блюд. Данный фактор также может позитивно сказаться на продажах посуды и аксессуарах для приготовления.
Ограничения в экономике рано или поздно будут сняты. По практике европейских стран, где карантин постепенно смягчается, в первую очередь дают возможность возобновить работу непродовольственным магазинам, а также кафе, имеющим открытые террасы. Можно ожидать, что данный опыт будет применен и у нас в достаточно близкой перспективе.
Что касается факторов, которые негативно сказываются на спросе, то, помимо мер, введенных властями с целью препятствия развитию пандемии, можно отметить не самое благополучное состояние российской экономики. Доходы бюджета падают вслед за ценами на нефть, что скажется практически на всех потребителях. Снижение курса национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию посуды: и отечественной, и импортной (цены с апреля потихоньку стали расти). Все это ведет к традиционным для кризиса проблемам: снижению спроса на посуду среднего и премиального сегмента, общему сокращению расходов на обустройство дома.
В тяжелом положении оказались поставщики посуды для сегмента HoReCa, которые уже месяц фактически находятся в замороженном состоянии и у которых даже после выхода из необъявленного «карантина» будут проблемы с платежеспособными покупателями. Сектор туризма и общественного питания от ограничений страдает очень сильно, и на восстановление его нормальной работы потребуется достаточно много времени.
То же самое можно сказать и о специализированной оффлайновой розничной торговле посудой и товарами для дома. В последнее время она и так испытывает давление со стороны онлайн-продаж и крупных сетевых ритейлеров, а ситуация с пандемией еще более усиливает дисбаланс и негативно влияет на перспективы выживания в конкурентной борьбе.
Конкурентными преимуществами для производителей и дистрибьюторов посуды в ближайшие месяцы будут поставки в работающие федеральные сети и участие в их промо-акциях, а также наличие развитых каналов онлайн-продаж с отлаженной доставкой, будь то собственные интернет-магазины или сторонние маркетплейсы и онлайн-ритейлеры.