Пандемия covid-19 продолжает оказывать существенное влияние на бизнес в России и по всему миру, угнетая потребительский спрос, меняя структуру продаж и исключая многие привычные формы деловой активности. Разные сегменты потребительского рынка по своему реагируют на новые реалии: где-то наблюдаются сценарии, близкие к катастрофическим, кому-то наоборот, новая ситуация позволяет увеличить обороты и прибыль. Рынку посуды, пока, судя по всему, удается оставаться относительно «тихой гаванью», где трудности тоже есть, но они не носят непреодолимый характер. Динамика импорта кухонной посуды за первое полугодие – тому хорошее подтверждение.
Посуда из нержавеющей стали
Объем импорта по товарной группе ТНВЭД 7323930000 «Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд из коррозионностойкой стали» в первом полугодии 2020 года составил $91,7 млн. (здесь и далее – статистическая стоимость по данным ФТС РФ), что на 63% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впечатляющая позитивная динамика обусловлена масштабной акцией на нержавеющую посуду Royal Kuchen в магазинах «Магнит», поставки под которую были и в первом, и во втором квартале этого года. Благодаря этой акции доля Китая в общем объеме импорта выросла до рекордных 89%.
Посуда из эмалированной стали
Импорт посуды из эмалированной стали (ТНВЭД 7323940000 "Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд из черных металлов (кроме чугунного литья) эмалированные») сократился на 6% и составил $5,3 млн. Структура импорта изменилась незначительно - в тройке лидеров Китай (33%), Сербия (23%) и Турция (15%).
Посуда из алюминия
Объем импорта посуды из штампованного алюминия (ТНВЭД 7615108009 «Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их части; мочалки для чистки кухонной посуды, подушечки для чистки и полировки, перчатки и аналогичные изделия из алюминия, прочие”) за январь-июнь 2020 года составил $41,6 млн., что на 2% меньше по сравнению с первым полугодием 2019 года. Доля Китая составила 74% (рост на 3%), доля Франции – 11% (снижение на 3%), доля Италии – 12% (рост на 2%).
По литой посуде из алюминия (ТНВЭД 7615101000 «Изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их части; мочалки для чистки кухонной посуды, подушечки для чистки и полировки, перчатки и аналогичные изделия из алюминия, литые») объем импорта сократился на 15%. Как мы уже отмечали, существенную роль здесь сыграло отсутствие масштабных акций в сетях, которые были в прошлом году. Доля Китая чуть сократилась до 64%, доля Украины выросла с 13% до 19%.
Посуда из чугуна
Импорт чугунной посуды без покрытия по ТНВЭД 7323910000 «Прочие изделия столовые, кухонные и прочие изделия для бытовых нужд и их части из чугунного литья, неэмалированные, из черных металлов» в первом полугодии $3,7млн., что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом сегменте конкурируют импортеры из Китая и Украины – вторые пока явно в плюсе – доля украинского чугуна выросла до 62% (рост на 6%), доля китайского чугуна сократилась до 33% (на 7%).
Импорт чугунной посуды с эмалевым покрытием по коду 7323920000 «Прочие изделия столовые, кухонные и прочие изделия для бытовых нужд и их части из чугунного литья, эмалированные» вырос на 2% и составил $931 тыс. На Китай пришлось 48% импорта (снижение на 9%), на Францию – 36% (рост на 4).
Сравнительная динамика импорта металлической посуды в 1 полугодии 2019 и 2020 годов