В прошлогоднем итоговом обзоре посудного рынка мы допускали возможность сюрпризов, которые повлияют на баланс спроса и предложения, но никто не мог предположить, что весь 2020 год станет одной большой неожиданностью. Глобальная эпидемия covid-19 кардинально повлияла на многие аспекты нашей повседневной жизни и существенно изменила ситуацию на рынке посуды. Причем не все изменения были со знаком минус, было в бочке дегтя и некоторое количество меда.
Российская экономика, и так уже с 2013 года пребывающая в довольно вялом состоянии, пандемию переносит непросто. Есть проблемы и с демографией – по данным Росстата с начала года численность населения в РФ сократилась на 381,8 тыс. человек (по состоянию на 1 ноября 2020 г.), выросла смертность, упала рождаемость. Несмотря на закрытые границы, страну покинуло на 50 тыс. больше граждан по сравнению с 2020 годом, хотя общий баланс миграции все равно остался в плюсе (приехавших оказалось на 18% больше, чем уехавших).
Реальные располагаемые доходы населения, согласно официальной оценке, за первые девять месяцев сократились на 4,8%, и вряд ли последний квартал сильно улучшит статистику - напротив, в последние месяцы мы видели, как высшие должностные лица инициировали кампанию давления на ритейлеров, требуя не поднимать цены на продукты, а это тревожный знак. Стоимость доллара и евро на сегодняшний день составляет 73,72 и 90,13 рублей соответственно, год назад доллар стоит 62,03 руб., а евро – 69,03 руб., т.е. бивалютная корзина подорожала на 25%.
Розничный оборот за январь-ноябрь 2020 года сократился на 4,1%, по итогам декабря если и будет улучшение – то небольшое.
Вместе с тем, на фоне всего негатива, потребительский рынок посуды чувствовал себя неплохо по сравнению с другими сегментами. Существенное весеннее падение, вызванное в том числе и запретом на работу непродуктовой розницы в апреле-мае, к концу года большинству игроков удалось отыграть.
В 2020 году для многих людей стало привычным работать на удаленке, проводить отпуска преимущественно дома или на даче, сократить до минимума посещение кафе и ресторанов. Изменения в образе жизни стали стимулирующим фактором спроса, и посуда и принадлежности для приготовления и сервировки вошли в число сегментов, которые выиграли от перераспределения расходов граждан. По итогам года многие посудные компании не только не потеряли в объеме выручки по сравнению с прошлым годом, но и немного увеличили продажи.
А вот игроки, работающие на рынке профессиональной посуды, который в последние годы развивался довольно динамично, 2020 год провели в режиме выживания. Общепит, отельный бизнес и кейтеринг вошли в число самых пострадавших от эпидемии сегментов.
В ритейле 2020 год запомнится стремительным ростом онлайн-торговли. Она и до этого быстро росла, но этот год побил все рекорды: по оценке экспертов из ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) рынок электронной коммерции по итогам года вырастет на 44,3%, а его доля в общем обороте розничной торговли превысит 10%. Крупнейшие отечественные маркетплейсы инвестировали существенные средства в развитие, что, скорее всего, позволит им и дальше теснить традиционных продавцов. Пункты выдачи и постаматы растут как грибы после дождя не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах и составляют существенную конкуренцию специализированным магазинам посуды и товаров для дома.
Традиционная сетевая розница становится все более «гибридной» - практически все магазины, помимо обычно формата, работают и в режиме пунктов самовывоза собственных интернет-магазинов. Из тех, кто развивался несмотря на все сложности, можно отметить розничный проект Dommo, сети магазинов «Гала-центр» и Kuchenland Home.
Для отечественных производителей посуды 2020 год по соотношению возникших проблем и появившихся возможностей стал скорее позитивным. Падение рубля и удорожание импорта способствовало повышению спроса на отечественную продукцию. Производство посуды в последние годы стало отраслью, куда идут инвестиции, и, надо отметить, что вложения даже в сложные времена приносят хорошую отдачу. С импортом сложнее: по каким-то группам наблюдался небольшой рост, по другим - снижение. Помимо слабого рубля, к концу года добавились проблемы с морским фрахтом из Китая, стоимость которого выросла в разы и сохранится на высоком уровне, похоже, как минимум до весны.
2021 год вряд ли станет менее сложным. Ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, сохраняться как минимум до лета. Существенное повышение цен на посуду, которое наблюдается в последние месяцы, может негативно повлиять на спрос на фоне продолжающегося падения доходов.