Текущий год для импортеров посуды из стекла, фарфора и керамики начался отменно – по всем трем сегментам в I квартале наблюдается резкий прирост. Если в прошлом году пандемия и связанные с нею ограничения стимулировали спрос прежде всего на посуду для приготовления, c конца прошлого года, судя по всему, покупатели все чаще задумываются о предметах сервировки. Ни сложности с логистикой из Китая, ни падение уровня жизни российского населения не стали препятствием - совокупный объем импорта посуды из стекла, фарфора и керамики по сравнению с январем-мартом прошлого года вырос на 44% в денежном выражении и 39% - в натуральном.
К факторам, способствующим росту импорта по данным товарным группам, можно отнести развитие ассортимента собственных марок торговых сетей и дистрибьюторов, а также интенсификацию акций и других инструментов продвижения. Роль Китая как страны-импортера выросла и в стекле, и в фарфоре, и в керамике, что объяснимо. Китай с его гибкостью и огромными возможностями и по ассортименту, и по объемам, и диапазону ценовых предложений дает лучшие возможности именно для развития СТМ и акций.
Совокупный импорт посуды из из стекла, керамики и фарфора в 2019 - 2021 гг поквартально
Посуда из стекла
Объем импорта посуды по ТНВЭД 7013 «Посуда столовая и кухонная, принадлежности туалетные и канцелярские, изделия для домашнего убранства или аналогичных целей, стеклянные» в I квартале 2021 года год составил $51 млн., что на 37% выше, чем за аналогичный период прошлого года (здесь и далее – в денежном выражении на основе оценки таможенной стоимости продукции, приведенной ФТС РФ).
В структуре импорта стеклянной посуды резко выросла роль Китая, на долю которого в январе-марте 2021 года пришлось 50% от общего объема. Для сравнения, в I квартале прошлого года импорт из Поднебесной занимал всего 35%. На импорт из Франции пришлось 22% (- 3%) , доля Чехии не изменилась и составила 7%. Также в пятерку вошли Германия с 3% и Турция с 2% (-2%).
Посуда из фарфора
Импорт посуды по ТВНЭД 6911100000 «Посуда столовая и кухонная из фарфора» в январе-марте текущего года составил почти $27млн., что на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы привыкли, что в течение длительного периода фарфор постепенно сдавал свои позиции стеклу и керамике, и текущие результаты позволяют надеяться, что тренд может быть переломлен.
Доля Китая, основного поставщика фарфора на российский рынок составила 65% (+7%). Доля Беларуси снизилась до 10% (- 3%).
Посуда из керамики
Объем импорта по ТНВЭД 6912002900, 6912002500, 6912002300 и 6912002100, в которые входят посуда из каменной, грубой, тонкой и прочей керамики и фаянс, в I квартале 2021 года превысил $21 млн., что на 48% больше, чем в январе-марте 2020 года.
В географии поставок посуды из керамики позиции Китая выглядят несокрушимыми – на его долю пришлось 87% об общего объема импорта (+6%). На долю Португалии пришлось 3%, импорт из Украины и Беларуси занимает по 2% от общего объема.
Сравнительная динамика импорта посуды из керамики, фарфора и стекла в I квартале 2019 - 2021 гг