Российский рынок посуды в ближайшем будущем ждут существенные изменения – Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о применении на 5 лет антидемпинговой пошлины в размере 21,98% от таможенной стоимости в отношении алюминиевой посуды китайского производства. Алюминиевая посуда – один из основных сегментов в посуде для приготовления, а Китай – основное направление импорта, поэтому новые правила игры затронут работу очень многих компаний на отечественном посудном рынке, равно как и на рынках других стран, входящих в Евразийский экономический союз (кроме России это Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия). Попробуем разобраться, какие могут быть будут последствия у данного решения.
Антидемпинговая пошлина на алюминиевую посуду из Китая начнет действовать с момента 30 дней после публикации решения – то есть уже в конце сентября. Для компаний-импортеров такой небольшой промежуток времени между принятием решения и началом ограничительных мер наверняка станет проблемой – контракты на импортные поставки с Китаем и заключаются как минимум за несколько месяцев до планируемой даты поставки продукции, сильно заранее вносится и частичная или полная предоплата. Если добавить к этому, что на 4 квартал приходится пик продаж посуды, а контракты с сетями с прописанными условиями заключаются обычно на год, то столь неожиданное введение пошлин не выглядит логичным – ничто не мешало отложить его хотя бы до начала следующего года, чтобы дать участникам рынка хоть немного времени на подготовку. Впрочем, избыточная жесткость давно стала визитной карточкой наших властей, и удивления уже не вызывает.
Алюминиевая посуда из Китая представлена во всех сегментах рынка – от эконом до премиального. Объем импорта из Поднебесной в 2020 году составил 19 тыс. тонн – это 77% от всего импорта в натуральном выражении. Давно прошли времена, когда из Китая в основном в основном возили алюминиевую посуду сомнительного качества по бросовой цене. Текущая таможенная стоимость 1 кг продукции в том же 2020 году составила $5,4 за литую посуду и $5,3 – по штампованной посуде. То есть, в рознице со всеми налогами и наценками средняя китайская сковорода из литого алюминия в прошлом году стоила около 1,2 - 1,4 тыс. рублей, штампованная – около 700-800 рублей.
Значительная доля импорта из Китая – это алюминиевая посуда под собственными марками федеральных сетей, а также поставляемая под масштабные акции лояльности федеральных сетей. В обоих случаях одним ключевым фактором при выборе поставщиков является невысокая цена продукции при необходимом уровне качества, и антидемпинговая пошлина почти наверняка сделает для сетей самостоятельный импорт китайской алюминиевой посуды малоинтересным. Поставки под конец года под акции лояльности и вовсе могут обернуться большими сложностями – надо будет либо оказываться от предоплаченного товара, либо терять в и без того небольшой наценке, либо повышать цены с риском остаться с большим запасом непроданного товара.
В Китае также производится много посуды для дистрибьюторов под частными марками: российскими и международными. На Китай ориентированы практически все «псевдоевропейские бренды», да и многие европейские марки также давно уже частично или полностью перешли на Китай. Конкурентные преимущества подобной посуды далеко не всегда ограничиваются только ценой – здесь играют роль и дизайн, и использование качественных покрытий и фурнитуры, практически повсеместное наличие индукционного дна, грамотный маркетинг и продвижение. Поэтому можно предположить, что импортерам-дистрибьюторам будет немного легче, чем сетям, перенести антидемпинговые пошлины.
Больше всего от введения антидемпинговой пошлины пострадают потребители. Цены на посуду с начала года и так существенно поднялись, а принятое решение наверняка даст росту цен новый импульс. Российские и белорусские покупатели будут нести издержки хотя бы ради своих производителей, а вот жители Армении, Казахстана и Киргизии – пока просто за компанию.
Решение об защите рынка от китайской алюминиевой посуды было инициировано российскими производителями: заявление, на основе которого проводилось расследование, подали АО «Алюминий Металлург Рус», АО «Нева металл посуда», ООО «Сково» и ЗАО «Завод «Демидовский и поддержали ООО «ПоварЛюкс» и ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». Эти и другие производители из России и Беларуси имеют хорошие шансы стать бенефициарами ограничения импорта. Выгода может быть как за счет увеличения цен и, соответственно, нормы прибыли, так и за счет объемов производства продукции под своими торговыми марками.
Другой вариант для производителей - замещение импортной посуды под частными марками собственными объемами. В этом случае заводы должны как минимум иметь свободные производственные мощности и обладать ресурсами для индивидуализации посуды под требования клиентов, что предполагает широкую гамму антипригарных покрытий, использование различных видов фурнитуры и упаковки. Наши производители давно и достаточно успешно делают посуду для частных марок сетей и оптовиков, поэтому здесь определенные технологии работы есть и их можно развивать и масштабировать.
В перспективе риски для тех, кто сегодня производит посуду в России, тоже есть: антидемпинговая пошлина может стимулировать появление у нас новых предприятий по выпуску посуды, в том числе тех же китайских.
Производители алюминиевой посуды из других стран также могут получить бонус от введения пошлин. По литой посуде это, прежде всего, Украина, по штампованной – Италия и Франция. Также, безусловно, потенциал по обеим группам есть у Турции.
Наверняка определенный всплеск интереса получит и Aliexpress - как одна из главных площадок, где можно приобрести недорогую китайскую посуду без переплаты теперь уже и антидемпинговых пошлин.
Шанс вырасти есть у импортеров антипригарной посуды из Китая из альтернативных алюминию металлов. В первую очередь, это может быть углеродистая или нержавеющая сталь. Технологии нанесения антипригарных покрытий на чугунную посуду тоже есть, но как-то на нашем рынке такой вид продукции особым спросом не пользуется - возможно у кого-то появится стимул сделать ее более популярной.
Введение заградительных пошлин на продукцию из Китая не является чем-то необычным для посудного рынка. Ранее мы были свидетелями действия подобных мер на столовые приборы и посуду из фарфора. Сказать, что они оказали существенное влияние на рынок - нельзя. Китай доминировал в этих сегментах и до введения ограничений, и во время их действия, и продолжает доминировать после их окончания. Но случай с алюминиевой посудой особенный, так как отечественная промышленность неплохо развита и вполне конкурентоспособна. Единственное, своего состояния она добилась без помощи со стороны государства, и заранее предсказать, что вмешательство властей пойдет на пользу нашим производителям, было бы опрометчиво.