Лето, как всегда, пролетает быстро, и уже совсем скоро начнется высокий сезон на рынке посуды. Фактически продажи существенно оживают со второй половины сентября, когда основная часть покупателей возвращается с отпусков и завершает подготовку детей к учебному сезону. Наступающая осень в этом году обещает пройти без пандемийных ограничений – Сovid-19 вполне может себя еще показать, но вряд ли российские власти вернутся к практике жестких запретов. Вместе с тем уровень неопределенности в экономике продолжает оставаться высоким на фоне продолжающихся боевых действий в Украине и связанных с ними внешнеполитических проблемах.
Оборот розничной торговли с апреля ожидаемо упал, но пока радует, что темпы падения не меняются и остаются в пределах 10%, если сравнивать помесячные показатели второго квартала 2022 и 2021 годов. Основной негативный фактор здесь – существенный рост цен, в том числе и на посуду. Даже с учетом того, что по данным Росстата реальные располагаемые доходы не упали, подорожание товаров – мощный психологический фактор, угнетающий спрос. В целом, рынку посуды повезло, что самые тяжелые месяцы пришлись на сезон низких продаж – за это время потребители имели возможность привыкнуть к новым ценам и скорректировать предпочтения. Если экономическая ситуация не будет резко ухудшаться в ближайшие месяцы, наступающая осень может позволить выйти на приемлемые показатели продаж по итогам года.
Одна из характеристик последних месяцев – резкое снижение акционной активности. Надо отметить, что привычка приобретать посуду с хорошими скидками формировалась у наших покупателей несколько лет и успела укорениться. Так или иначе, без возврата к масштабным акциям и распродажам «расшевелить» потенциальных клиентов будет сложно, особенно тех, кто делает ситуативные покупки.
В импорте наибольшие сложности связаны с логистикой и движением платежей. С марта происходит переформирование маршрутов поставок, добавляют головной боли периодические локдауны из-за вспышек Covid-19 в китайских портах. Внешние санкции и внутренние ограничения со стороны российского ЦБ затрудняют трансграничные переводы и делают их дороже. Правда, в последнее время со стороны российского финансового регулятора появилось стремление убрать лишние ограничения на движение денег для стимулирования зарубежных поставок. В целом, в импорте по-прежнему остается много рисков и «тонких мест», но есть некоторые основания надеяться, что до конца года ситуация не будет становиться хуже.
Укрепление рубля пока не очень сказывается на розничных ценах на импортную посуду, одновременно делая экспорт менее выгодным. Впрочем, ориентация на внешние рынки мало для кого из игроков посудного рынка является критически важной.
После пандемии оживает выставочная деятельность. Из ближайших выставок, где представлена посудная тематика, можно отметить India Big7 в Мумбаи (пройдет 26 – 28 августа), парижскую Mason&Objet (пройдет 8 – 12 сентября), стамбульскую Zuchex (15 – 18 сентября), миланскую HOMI (16 – 19 сентября), гонконгскую Mega Show (20 – 23 октября). И конечно, обязательной к посещению является осенняя выставка HouseHold Expo, которая состоится в Москве с 13 по 15 сентября.
В целом пока нет особых оснований полагать, что наступающий сезон для игроков будет провальным, если не вмешаются какие-то внешние глобальные факторы. Рынок посуды имеет запас прочности и по спросу, и по предложению, а регулярно случающиеся кризисы приучили компании к гибкому реагированию на изменяющиеся обстоятельства в экономике.