Порой бывает очень интересным сравнить данные, полученные из совершенно разных источников. По времени наш первый в 2010 году замер популярности торговых марок посуды в сети Интернет совпал с публикацией Федеральной службы государственной статистики данных по обороту розничной торговли в 2009 году. Нам трудно было удержаться от соблазна и не сопоставить динамику поисковых запросов (которые в значительной мере генерируются неудовлетворенным спросом Интернет-пользователей на те или иные товары) с динамикой оборота розничной торговли непродовольственными товарами (фактически удовлетворенным спросом).
Для анализа поисковых запросов мы выбрали в качестве ключевого слово «посуда», как наиболее показательное и ввели для полноты картины и третий график – изменение среднесуточного количества посетителей сайтов рунета. В итоге, как видно из приведенных ниже графиков, кривая динамики запросов по слову «посуда» достаточно сильно похожа на кривую динамики оборота розничной торговли непродовольственными товарами. Кривая же количества Интернет-посетителей влияет на количество поисковых запросов в меньшей степени.
Данные по популярности отдельных торговых марок также подтверждают то, что сезонные колебания спроса в значительной степени влияют и на количество поисковых запросов по определенным маркам посуды. Так, если сравнивать с данными октября 2009 года, наибольший прирост поисковых запросов наблюдается по самым популярным торговым маркам, которые чаще других покупают в качестве подарка. Так, например, если взять топовые марки, то количество поисковых запросов по Tefal выросло на 87% , по марке Gipfel – на 85%, по марке Luminarc – на 80%. Количество поисковых запросов по торговым маркам, распространяемым по системе прямых продаж, изменилось не так значительно (Zepter - на 15%, Tupperware – на 24%). Это может говорить о том, что продажи в сегменте сетевого маркетинга меньше зависят от сезонного всплеска спроса и определяются другими факторами – например, количеством людей, склонных по своим психологическим характеристикам к совершению покупок и к участию в системе дистрибуции данных марок.
Пятерка лидеров по количеству поисковых запросов в Яндексе по данным на 27 января среди торговых марок металлической посуды выглядит следующим образом: Tefal, Tupperware, Zepter, Gipfel, Vitesse. По сравнению с предыдущим октябрьским замерам изменения в пятерке следующие – торговая марка Gipfel c пятого места переместилась на четвертое, Vitesse c шестого места - на пятое, а Konig - c четвертого на десятое. Обращает на себя внимание и резкий рост популярности Bialetti (на 407% и 6-е место в январе 2010 против 15-го в октябре 2009 года), совпавший по времени с масштабной акцией в сети гипермаркетов Лента. Лучшая из торговых марок среди российский производителей, Нева-Металл Посуда, занимает 13-ю позицию и демонстрирует хорошую динамику (увеличение числа запросов на 84%).
Среди торговых марок посуды из фарфора, стекла и керамики изменений в лидирующей пятерке не произошло (Luminarc, Bohemia, ИФЗ, Simax, Дулевский фарфор). Сравнение с данными октября подчеркивает связь популярности в Интернете с доступностью посуды данных марок на полках магазинов. Чем чаще раскрученная торговая марка встречается в сетевых гипер- и супермаркетах, тем активнее ее ищут в Интернете в период праздничных продаж.
*При подсчете учитывалось то обстоятельство, что некоторые торговые марки, имеющие название на латинице, российские пользователи предпочитают искать в русской транскрипции (например, "tefal" и "тефаль"). Также было учтено, что некоторые торговые марки в сознании потребителей размыты из-за смены названий или наличия нескольких наименований (например, "Императорский Фарфоровый Завод", "Ломоносовский Фарфоровый Завод", "ЛФЗ", "Императорский Фарфор"). В вышеописанных случаях поисковые запросы суммировались. К сожалению, не по всем маркам удалось получить корректные результаты из-за смешения их написания с обычными словами (например, торговая марка "Else" имеет то же написание, что и английское слово "else") или географическими названиями (например, "Лысьвенский металлургический завод" и "Лысьва", "Дулевский фарфор" и "Дулево"). В этих случаях торговая марка либо исключалась из списка, либо в расчет брались только результаты поиска по точному наименованию торговой марки. В отдельных случаях можно допустить, что по тем или иным маркам результаты завышены, если их наименование совпадает с названием завода, который, помимо посуды, выпускает и другую продукцию (например, "Лысьвенский металлургический завод", "АМЕТ").