Российский рынок посуды: итоги 2022 года

Один из главных сюрпризов уходящего года - устойчивость российской экономики к жестким стрессам на коротком отрезке. К рынку посуды эта характеристика также применима – несмотря на множество разных крупных и мелких неприятностей, у потребителя сохранился огромный выбор самой разнообразной посуды, которую при определенной настойчивости можно найти по ценам, не сильно отличающимся от прошлогодних. В посудном бизнесе продолжают трудиться тысячи людей, обеспечивая себя и свои семьи, инвестируя средства и труд в развитие компаний.

Ритейл

Оборот розничной торговли в январе-ноябре 2022 года снизился по сравнению с прошлым годом на 6,2%, по итогам года спад будет, наверное, в пределах 7%. Падение ощутимое и болезненное, но меньше, чем в 2015 году, когда ритейл упал на 10%.

В 2022 году продолжился рост онлайн-торговли. Ее доля в ритейле приблизилась к 10%, применительно к посуде цифра наверняка больше - товары для дома относятся к наиболее востребованным сегментам в онлайн-продажах. Крупнейшие игроки - OZON, WILDBERRIES, Ситилинк, Яндекс, Сбер - наращивают обороты быстрее других, менее масштабных проектов, а вместе с интернет-магазинами федеральных сетей контролируют, пожалуй, минимум две трети онлайн-продаж посуды.

Ключевые преимущества, обеспечивающие успех в цифровом сегменте – развитая и недорогая логистика, наличие продуманных программ лояльности, собственные финансовые инструменты.

В 2022 году по понятным причинам сократилась объем покупок в зарубежных интернет-магазинах, АКИТ оценивает долю трансграничной онлайн-торговли менее, чем в 4%.

Традиционная торговля, хоть и сдает позиции онлайну, но все равно остается актуальной. В 2022 году продолжили развитие специализированные сети, самые заметные из которых, пожалуй, «Галамарт» и Kuchenland Home. Но и в целом у традиционной посудной розницы есть запас прочности . Помимо тех людей, кто в принципе привык доверять обычным магазинам, где можно товар посмотреть и проверить перед покупкой, есть значительная аудитория, для которой традиционных шопинг имеет самостоятельную ценность (провести время, отвлечься, снять тревогу и т.д.).

Импорт и дистрибуция

Данные по всему импорту в РФ с февраля 2022 года правительство закрыло, поэтому давать какие-то оценки очень сложно. Наверняка объем ввезенной посуды сократился из-за технических сложностей с логистикой и трансграничными платежами, разрывом партнерских связей с некоторыми поставщиками, валютными колебаниями. Вместе с тем вряд ли падение импорта будет резким - с мая рубль укрепился, к осенне-зимнему сезону большая часть технических проблем была так или иначе решена.

В импорте и дистрибуции продолжается рост доли продаж посуды под собственными марками. Дополнительным стимулом данного тренда в уходящем году стало то, что на месте европейских брендов, стремительно подорожавших или вовсе исчезнувших с рынка, возникла свободная ниша, которую импортеры логично стараются занять с помощью похожей визуально и по характеристикам продукцией под СТМ. Популярная маркетинговая концепция «в стиле ИКЕА» - один из ярких примеров на рынке товаров для дома, когда уход известного бренда стимулирует появление рыночной ниши, где многие компании хорошо зарабатывают.

В 2023 году ожидается снятие ковидных ограничений в Китае и открытие этой страны для бизнеса в обычном режиме. Это может стать хорошим стимулом для поддержания и развития импорта. Китай и так уже давно является самым главным поставщиком посуды, а в текущих условиях его роль еще более выросла.

Производство

Уходящий год усилил позиции отечественного производства, дав много очевидных аргументов к тому, чтобы наращивать выпуск посуды в нашей стране. Многие заводы продолжили инвестировать в расширение мощностей, параллельно решая возникшие проблемы с поставками и обслуживанием оборудования, сменой поставщиков материалов и комплектующих, изменением структуры спроса из-за снижения уровня жизни населения По косвенным признакам можно предположить, что объем производства в 2022 год вырос, даже несмотря на сокращение экспорта из-за политических причин и неблагоприятного для экспортеров курса рубля.

Очевидный тренд, возникший в этом году, и который, вероятно, будет актуален и в ближайшие годы – переориентация отечественных производителей посуды с европейского оборудования и материалов на оборудование и материалы из Китая и Турции. Своя машиностроительная промышленность в России, способная в значительной степени обеспечивать нужды наших предприятий, вряд ли появится - для этого не видно никаких предпосылок. Кроме того, заводы наверняка будут стараться увеличивать свои инструментальные возможности, чтобы самостоятельно решать вопросы с ремонтом несложного оборудования, изготовлением деталей и оснастки.

Выставки

Главная посудная выставка российского рынка посуды - HouseHold Expo - завершила в 2022 году свое сотрудничество с "Крокус Экспо". Новой площадкой станет "Экспоцентр" на Красной Пресне, более удобная с точки зрения логистики и лояльная к экспонентам.

Европейские выставки, включая Ambiente, фактически закрылись для российских экспонентов, число посетителей также наверняка упадет на порядки - с Европой нет сегодня прямого сообщения, пограничные страны закрылись, стало в разы сложнее получать визы. Соответственно, российские байеры будет ездить в Турцию, Китай (в случае возобновления выставочной деятельности), Гонконг, Индию и другие страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

С точки зрения экспорта будут интересны прежде всего выставки в Казахстане, возможно нашим заводам будет что предложить и покупателям из арабских стран, соответственно, для этого есть выставки в Стамбуле и Дубаи.

Какой-либо прогноз на 2023 год делать сложно, так как сегодня политика определяет экономику. На рост покупательской способности надежд мало: удержание на текущем уровне будет самым оптимистичным сценарием, а снижение темпов падения продаж – умеренно оптимистичным. Но ключевые преимущества, обеспечивающие относительную стабильность рынка посуды никуда деться не должны: в России большая покупательская аудитория (более 50 млн. домохозяйств), достаточно развитые производство и торговля, опытные предприниматели, менеджеры и специалисты, видевшие уже не один кризис и умеющие приспосабливаться к сложным обстоятельствам.

© posudka.ru