Последние данные по состоянию российской экономики дают много поводов для оптимизма. По итогам первого полугодия 2010 года темпы роста российского ВВП уже достигли 4% в годовом исчислении. Хорошая динамика наблюдается и в промышленности, которая за первые четыре месяца выросла на 8,3% по данным Росстата. Особенно участников рынка должно порадовать восстановление потребительского спроса, который зафиксировали многие исследователи. Один из ключевых показателей, оборот розничной торговли, за шесть месяцев 2010 года вырос на 3,4%. Индекс покупательской активности (по версии «Ромир») также демонстрирует в целом позитивную динамику в течение уже довольно длительного периода времени.
Наблюдаются позитивные изменения и в других сферах экономики, косвенно влияющих на рынок посуды. Так, похоже, вновь оживает рынок недвижимости. Специалисты фиксируют как рост общего количества сделок на рынке, так и улучшение условий по ипотечному кредитованию. На 12,5% выросла средняя зарплата в России, на 13,3% снизился уровень безработицы. Заметное улучшение состояния экономики говорит в пользу того, что наступающий осенний сезон на рынке посуды с большой долей вероятности будет заметно лучше прошлогоднего.
Вместе с тем, стоит отметить, что кризис внес заметные изменения в психологию покупателей. Например, отмечается, что рост благосостояния значительно опережает рост расходов у граждан. Научившись в кризис экономить, покупатели не спешат расстаться с этой привычкой. Проведенное исследование ВЦИОМа, о котором мы недавно рассказали, подтверждает это наблюдение. Для большинства потребителей по-прежнему основным фактором при принятии решения о покупке является цена, и данные, получаемые от участников рынка посуды, этот тезис подтверждают.
Компаниям, работающим на рынке посуды, осенью придется решать непростую задачу по выстраиванию их торговой политики таким образом, чтобы, с одной стороны, воспользоваться возникшими перспективами роста, а с другой - суметь обеспечить своим клиентам конкурентоспособные цены. Факторами успеха станут наличие широкого ассортимента товаров, хороших складских остатков, которые позволят среагировать на незапланированный рост спроса, готовность в сезон проводить мероприятия по удержанию старых и привлечению новых клиентов, и, конечно же, возможность обеспечить ценовые преимущества по сравнению с конкурентами. Представляется, что больше всего выгод от оживления рынка получат, прежде всего, крупные игроки, хотя и у небольших компаний тоже есть шансы если и не побороться за долю рынка, то хотя бы увеличить объемы продаж.
Рост потребительского рынка в России, как правило, сопровождается увеличением объема импорта. Наступающий осенний сезон вряд ли станет исключением. Привезти товар с Европы или Китая гораздо проще, чем произвести в России, особенно с учетом того, что валютный курс стабилизировался, вновь становятся доступными кредитные ресурсы банков, а европейские и азиатские производители готовы идти на достаточно большие уступки и максимально лояльны к покупателям. В этой связи российские заводы в тех сегментах рынка, где есть острая конкуренция с зарубежными производителями, ждут определенные трудности. Особенно, если осенью пройдут традиционные повышения цен на продукцию.
Основная конкурентная борьба развернется в нижнем ценовом сегменте. Уже этим летом наблюдаются достаточно активные действия игроков рынка посуды: акции, распродажи, скидки стали неотъемлемым атрибутом торговой политики. В нижний ценовой сегмент приходят компании и торговые марки, ранее работавшие с ассортиментом из средней категории. Можно также ожидать и усиление напряженности между дистрибуторами и производителями за проценты скидок. Рост спроса и увеличение привлекательности импорта может сделать российские заводы более зависимыми от покупателей и им, скорее всего, придется чаще удовлетворять требования партнеров.