Прошедший январь оказался насыщенным интересными мероприятиями. Помимо выставки "Консумэкспо" и презентации Arc International, о которых мы недавно писали, в Москве прошло еще одно примечательное событие, о котором было бы не правильно не рассказать подробно. 20 января компания "Сково" совместно с компанией Whitford пригласила представителей прессы на завод в г. Ступино, чтобы рассказать о современном производстве посуды с антипригарным покрытием и поговорить о наиболее острых проблемах в данной отрасли: безопасности, экологичности, качества и т.д. Традиционно большинство российских производителей не склонны к информационной открытости и редко умеют работать с прессой. Тем более приятно, что компания "Сково", безусловный лидер в своей отрасли, продемонстрировала приверженность цивилизованным стандартам во взаимодействии со средствами массовой информации.
Путь от Москвы до Ступино неблизкий, и организаторы позаботились о том, чтобы он был максимально комфортным и интересным для представителей прессы. На протяжении всего пути в специально выделенном автобусе директор по маркетингу компании "Сково" Петр Черенков рассказывал о заводе, о его амбициозных планах и терпеливо отвечал на все вопросы журналистов.
После прибытия участники мероприятия собрались в конференц-зале, получив некоторое время на знакомство с продукцией, выпускаемой на заводе.
Выступление представителя компании Whitford (именно ее антипригарные покрытия чаще всего встречаются на российской посуде), Chris'a Pehoviak'a стало центральным событием первой части мероприятия. Название его презентации говорит само за себя - "Антипригарные покрытия: факты и вымысел". Не так давно, на осенней выставке HouseHold Expo прошел семинар компании Дюпон об антипригарных покрытиях Teflon, на минувшей выставке Консумэкспо была организована конференция с участием генерального директора Thermolon Ltd Кристофера Эйч Филипса и пресс-конференция с участием Whitford стала третьим подобным мероприятием за последние полгода. На всех мероприятиях центральной темой была безопасность посуды с антипригарным покрытием и много времени уделялось обсуждению особенностей двух разных типов антипригарных покрытий - на основе PTFE и керамических.
В отличие от многих других производителей антипригарных покрытий, компания Whitford выпускает как традиционные антипригарные покрытия на основе PTFE, так и керамические покрытия по золь-гель технологии и может довольно объективно оценивать особенности и тех, и других.
Содержательную часть выступления Chris'a Pehoviak'a и последующих ответов на вопросы можно представить в виде нескольких тезисов:
Посуда с антипригарным покрытием, в процессе производства которой используется PFOA (перфтороктановая кислота) не представляет никакой опасности для здоровья человека. В конечном продукте нет PFOA или она содержится в ничтожно малых дозах. Более того, к скандальной истории с обнаружением повышенного уровня PFOA в крови жителей США посуда не имеет никакого отношения. Как выяснилось, источником попадания PFOA в организм стало водоотталкивающее покрытие для бумаги, используемой в упаковке продуктов и пропитка для ковров. Тем не менее, при экстремально высоких температурах (свыше 315 градусов Цельсия) антипригарное покрытие начинает выделять газы, которые могут стать фатальными для домашних птиц, поэтому перегревать посуду не стоит.
Тем не менее, в настоящее время идет активный вывод PFOA из производства. Компания Whitford давно уже предлагает своим клиентам покрытия, в формуле которых нет PFOA. Завод "Сково", как уточнили его представители, в настоящее время использует именно такие покрытия.
Все антипригарные покрытия Whitford, наносимые на посуду, отвечают требованиям американского и европейского законодательства по миграции вредных веществ.
Керамические антипригарные покрытия, в том числе и те, которые производятся Whitford, являются альтернативой традиционным покрытиям на основе PTFE. Однако у них есть ряд серьезных недостатков, главный из которых - быстрая потеря антипригарных свойств. Несмотря на то, что исследования ведутся, пока эту проблему решить не удается из-за особенностей структуры керамического покрытия.
После пресс-конференции журналисты прошли по заводу Сково и своими глазами увидели, как производится посуда с антипригарным покрытием. Завод оказался очень большим, просторным, чистым и с современным оборудованием.
Инженер по качеству завода "Сково", Дмитрий Рынденков, рассказал представителям прессы обо всех этапах производства. Вот так, например, выглядят заготовки сковород, вырубленные прессом из листового алюминия.
Перед нанесением покрытия поверхность алюминиевых заготовок обрабатывают на специальном оборудовании для улучшения сцепления антипригарного покрытия с металлом.
Потом на них наносят антипригарное покрытие, которое привозится и хранится в специальных емкостях.
Алюминиевые блины, покрытые антипригарным слоем, направляются в печь на обжиг, затем они вытягиваются в формы нужных размеров и проходят дополнительную обработку.
Затем к сковородам крепится ручка и дальше остается проверить их качество, упаковать и отправить покупателям.
А это - особая гордость завода - пресс для производства чеканной посуды.
Работа пресса заворожила экскурсантов как ничто другое.
На чеканную посуду антипригарное покрытие наносится методом напыления. Такой способ позволяет получить более качественное и износостойкое покрытие.
Особое внимание на заводе уделяют контролю качества. Образцы продукции, которая не должна попадать на полки магазина, собрана в "Уголке бракодела".
Агитпроп для сотрудников Scovo.
Последним местом экскурсии стала лаборатория по контролю качества. Журналистам показали, как производятся тесты на адгезию, на устойчивость покрытия к истиранию и на проверку антипригарных свойств. В последнем тесте в качестве контрольного экземпляра участвовала и керамическая сковорода итальянской марки Moneta. Оба образца испытания успешно прошли.
Как известно, посуда под торговой маркой Scovo выпускается на двух заводах - в г. Ступино и в г. Каменск-Уральск. В заключении мероприятия представителям прессы был озвучен план по организации подобной экскурсии на Урал, на завод "Демидовский".