Как-то быстро и незаметно пролетел 2011 год, наполненный множеством событий. Большинству компаний, работающих на рынке посуды, удалось перейти из процесса адаптации к новым посткризисным реалиям к процессу создания долговременных конкурентных преимуществ, которые работали бы в новых условиях. Несмотря на то, что в текущей экономической и политической ситуации практически невозможно строить прогнозы на срок, превышающий несколько месяцев, многие компании в 2011 году решились на серьезные инвестиции, рассчитанные на долгий срок окупаемости. Логика таких решений довольно прозрачна – если есть сложности с предсказанием того, какой будет ситуация на рынке в среднесрочной перспективе, вполне можно создать построить организацию таким образом, чтобы она с минимальными трудностями адаптировалась к колебаниям покупательского спроса и к внешней конъюнктуре.
Главным событием уходящего года, которое грозит значительно изменить все расклады на рынке посуды, является вступление России в ВТО. Довольно значительная сумятица, которая возникла в правовом пространстве регулирования торговли с созданием Таможенного союза, грозит вырасти до совсем неприличных размеров. Теперь нашей стране придется согласовывать все процедуры импорта и реализации продукции не только с Белоруссией и Казахстаном, но и с нормами ВТО. Кроме этого, в наступающем году нас ждут новые импортные пошлины и новый виток борьбы между импортерами и российскими производителями посуды.
Сразу несколько заметных событий произошли в сфере отечественного производства посуды. Прежде всего, нельзя не отметить покупку Опытного стекольного завода французской группой Arc International. Позиции ОСЗ и без этого были довольно устойчивые, а приход к управлению одного из мировых лидеров в сегменте стеклянной посуды может дать значительный импульс развитию завода и превращению его во флагмана российской стекольной промышленности. Стоит отметить, что основной конкурент ОСЗ, ООО «Посуда», принадлежащая турецкому концерну Pasabahce, также наращивает свои усилия по развитию производства в России. В этом году были объявлены амбициозные планы по строительству третьей и четвертой очереди завода в г. Бор, в результате чего объем производства к 2016 году будет увеличен почти в 2,5 раза.
ОАО «Труд» (г. Вача) к концу 2011 года сумело запустить новый цех по производству ножевых изделий столово-хозяйственной группы. Данный сегмент в последние годы практически перешел под контроль импортеров, и теперь у известного российского производителя есть хороший шанс попытаться вернуть утраченные позиции и порадовать своих партнеров и покупателей новой качественной продукцией.
Традиционно динамичный рынок посуды с антипригарным покрытием в 2011 году порадовал появлением нового игрока с серьезными намерениями – компаний «МеталлИмпорт» (торговая марка CAStA). Производимая ею посуда из литого алюминия с антипригарным и керамическим покрытием имеет все шансы составить достойную конкуренцию как российской, так и импортной продукции.
В 2011 году сразу несколько российских заводов сумели освоить новую технологию нанесения на алюминиевую посуду керамического покрытия. При поддержке западных производителей керамических покрытий, компаний Whitford и Weilburger, свои линии «керамики» представили такие заводы, как «Ландскрона», «Сково», «Кукморский завод металлопосуды» и уже упоминавшаяся компания «Металлимпорт».
В сфере дистрибуции значительно выросла роль Интернет-продаж. Для многих компаний входит в норму пристальное внимание к развитию Интернет-продаж как посредством создания собственных магазинов, так и посредством сотрудничества с уже имеющимися площадками. Скорость, с которой развивается торговля в Интернете, иногда просто поражает. Сегодня уже мало кого удивишь наличием штатной должности менеджера по работе с Интернет-магазинами (число которых, специализирующихся на продаже посуды, в рунете идет уже на сотни). Постоянное развитие Интернет-логистики дает огромные возможности всем желающим начать онлайн торговлю, не требуя значительных финансовых и организационных затрат.
Также весь 2011 год продолжался процесс довольно расширения состава игроков посудного рынка компаниями из смежных сегментов – бытовой техники, строительных товаров, сувениров и т.д. Посудный сегмент по-прежнему привлекает многие компании, ищущие новые возможности для расширения ассортимента товаров народного потребления. Относительно небольшой порог для выхода на рынок, возможность гибкого управления наценкой, пригодность имеющихся систем сбыта для продвижения посуды - благодаря этим факторам в уходящем году рынок пополнился несколькими потенциально сильными игроками и в наступающем году вполне можно ожидать интенсификации этого процесса.
В выставочной сфере нельзя не отметить осеннюю сессию HouseHold Expo, которая в очередной раз побила все рекорды и стала самой крупной из когда-либо проходивших в России выставок посудной тематики. Тем самым наши надежды на конкурентную борьбу среди российских выставок посудной тематики пока никак не оправдываются – есть безусловный лидер HouseHold Expo, занятый собственным развитием и совершенствованием, и есть другие выставки, для которых пока главными являются вопросы выживания или сохранения их статуса посудных выставок.