О web-сайтах.

Интернет давно стал для большинства торговых компаний одной из сфер функционирования бизнеса. Однако, если посмотреть на Интернет-пространство рынка посуды, нужно признать, что не все компании уютно чувствуют себя во всемирной паутине. Ситуация хотя и меняется к лучшему (появляются новые сайты у фирм, ранее их не имевших, существующие сайты совершенствуются, расширяют спектр услуг для пользователей), однако очень медленно. Вместе с тем, сегодня Интернет является, без всяких преувеличений, самым дешевым, простым и удобным инструментом для получения информации. И в очень недалеком будущем станет самым массовым. Полноценно работающий сайт уже сейчас можно спокойно приравнять к другим сервисам, вроде наличия выставочного зала или возможности оказания транспортных услуг. В данной статье мы попытаемся рассмотреть некоторые аспекты создания и поддержки сайтов компаниями, работающими на рынке посуды.

Можно выделить следующие разновидности существующих бизнес-сайтов:

- сайт-визитка;
- информационный сайт;
- Интернет-магазин.

Сайт-визитка состоит из нескольких страниц, на которых размещается информация о компании и описание ее деятельности, контактные данные, ссылка на прайс-лист, данные о компаниях-партнерах. Это эффективный, и в тоже время простой и дешевый способ представить компанию в Интернете. По статистике, именно эта информация оказывается самой востребованной посетителями корпоративных сайтов.

Информационный сайт предполагает наличие полноценного описания предлагаемых товаров и услуг. По сути, информационный сайт – это визитка + каталог предлагаемых товаров. Клиенты, работающие с таким сайтом, получают возможность ознакомиться со всеми товарами посредством экрана компьютера.

Интернет-магазин
– это уже полноценный инструмент продаж. В отличие от каталога, Интернет-магазин позволяет также делать онлайн заказы и оплачивать товар (или получать документы для оплаты стандартным способом). Подробно об Интернет магазинах мы писали в одной из наших прошлых статей.

При выборе той или иной разновидности сайта нужно прежде всего учитывать специфику целевой аудитории. Например, не всегда целесообразно делать сайт с полноценным каталогом товаров, вкладывать в его разработку и функционирование средства, если в итоге им будет пользоваться один посетитель из ста. С другой стороны, каталог жизненно необходим производителям и импортерам продукции под собственными торговыми марками. При разработке структуры сайта также следует учитывать, на кого в первую очередь ориентируется сайт – на бизнес-покупателей или конечных потребителей. В этих случаях разделы и сервисы сайта должны отличаться.

Вне зависимости от того, какой вариант сайта выбран, при его создании и поддержке необходимо соблюдать несколько простых правил. Первое касается актуальности информации. Все сведения, содержащиеся на сайте, должны соответствовать действительности (телефоны и электронные адреса должны быть «живыми», новости – свежими, акции – действующими, товары, представленные в каталоге – быть в наличии). Если не получается какой-то раздел постоянно обновлять, лучше от него отказаться вовсе.

Второе правило касается функциональности сайта. Существует специальный термин «юзабилити» (дружественность, практичность, простота), который означает общую степень удобства сайта при использовании. При разработке концепции сайта рекомендуется исходить в первую очередь из задачи обеспечения максимального удобства пользователю. Посетитель должен иметь возможность быстро и легко находить информацию, содержащуюся на сайте, желательно с минимальным количеством «кликов». Особенно это актуально при создании каталогов или Интернет-магазинов. Часто пользователям, чтобы найти необходимый товар, приходится «перелистывать» не один десяток страниц, что крайне неудобно и отпугивает потенциальных клиентов.

Третье правило касается дизайна сайта. В отличие от полиграфической продукции, восприятие информации с экрана имеет свои физиологические и психологические особенности, и об этом следует помнить при разработке дизайна. Чтение текстов, просмотр фотографий и картинок не должен раздражать посетителя, поэтому рекомендуется избегать использования ярких и «кислотных» цветов в оформлении сайта, особенно в качестве фона (нет ничего труднее, чем читать светлые буквы на темном фоне). В последнее время популярность приобретают сайты, сделанные на flash-технологиях. Такие сайты выделяются своим ярким дизайном и динамичностью, но их крайне неудобно использовать в качестве источников информации. Одна из больших проблем в дизайне – как совместить фирменный стиль с дизайном сайта без ущерба для читателей. Иногда это удается, иногда - нет. В качестве положительного примера можно привести сайты ТМ Röndell и SCOVO.

Как правило, большинство посетителей сайтов торговых компаний заинтересованы в определенной информации, обновлению которой нужно уделять особое внимание. Помимо контактных данных, это информационные блоки о новинках, акциях, распродажах, изменениях в ценовой политике. Сайт в данном случае выполняет роль альтернативного канала распространения информации. Многоступенчатая система дистрибуции (производитель – крупный оптовик – средний оптовик – мелкий оптовик – розничная точка) часто приводит к тому, что информация не доходит до непосредственных продавцов. Постоянное обновление ее на сайте и система новостной рассылки позволяет в значительной степени решить эту проблему.

Другая недооцениваемая функция сайта – обратная связь. Как правило, все клиенты торговых компаний сталкиваются с вопросами, решение которых зависит от руководителей компании. Связаться по телефону с директором или руководителем отдела продаж не всегда просто (особенно когда продавец и покупатель работают в разных концах страны), письма, посылаемые по e-mail, часто теряются из-за спам-контроля. В результате недовольство покупателя растет. Возможность обратиться к руководству через контактную форму обратной связи во многом решает и эту проблему.

В этой связи также очень важно решить проблему, в чьей сфере ответственности находится сайт. Нередко сайтом занимаются системные администраторы, офис-менеджеры, программисты. Это представляется не самым разумным. Сайт – это полноценный и очень важный инструмент продаж, и, соответственно, он должен находиться в сфере ответственности человека, отвечающего за продажи (директор по продажам, руководитель отдела продаж). Конечно, вряд ли целесообразно все функции осуществлять самостоятельно, но иметь возможность и необходимые навыки для оперативного внесения необходимых изменений в содержание сайта, просмотра статистики посещений он должен.

В заключении кратко остановимся на технологической стороне вопроса. Сегодня, благодаря современным системам управления содержанием (Content Manager System – CMS), вносить изменения в контент сайта не сложнее, чем править документы в Word. CMS делятся на бесплатные, платные и самописные. Преимущество первых заключается в большой гибкости, низкой стоимостью, наличием огромного круга взаимозаменяемых специалистов, простотой в управлении. Выбор платных CMS как правило делает разработку сайта более дорогой, но быстрой, за счет наличия у продавца ограниченного количества «типовых» решений. Самописные сайты - это уникальное программное обеспечение (как правило достаточно дорогое), благодаря которому возникает пожизненная зависимость от его автора.

Крайне важный аспект функционирования сайта – его «раскрученность» в поисковых системах. Грамотная раскрутка позволяет привлекать большое количество новых посетителей, многие из которых вполне могут стать потенциальными покупателями. Раскруткой сайтов занимаются специализированные компании, также можно пользоваться системами контекстной рекламы поисковых систем ("Яндекс.Директ", "Бегун", "Google AdWords").

© posudka.ru